APPROACH TO DEVELOPING A DIGITAL MATURITY ASSESSMENT MODEL FOR PROJECT-BASED ORGANIZATIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION
Journal: CONSTRUCTION AND ARCHITECTURE ( Volume 13 № 3 )
Abstract and keywords
Abstract (English):
This article proposes a model for assessing the digital maturity of design organizations in the Russian Federation. It defines the concept of digital maturity for companies in this segment of the construction industry. Digital maturity models that have been actively developed since the early 2010s are presented and briefly analyzed. The article identifies areas for assessing digital maturity for design organizations, identifying stages of digital maturity for each area. The article presents the results of an assessment of the significance of digital maturity areas, obtained through research among a group of design companies. For a more comprehensive analysis of digital maturity, the article presents the results of an assessment of the significance of selected areas based on criteria fundamental to design work.

Keywords:
digitalization, digital maturity, project organization, model, digital transformation, direction, documentation, business processes, information technology
Text

Введение

Понятие цифровой зрелости предприятий и организаций связано с определением уровня готовности компаний применять использовать современные цифровые технологии для эффективного выполнения бизнес-процессов и повышения прибыли. Оценка должна помочь разработать стратегию цифровой трансформации, определить и проанализировать потенциальные зоны роста.

Эта работа является одним из приоритетов для работы предприятий ключевых отраслей экономики и закреплена в указе Президента РФ № 474 от 21.07.2020 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» в качестве одного из показателей национальной цели РФ в области цифровой трансформации.

Цифровая зрелость подразумевает на просто оцифровку значимой для компаний информации, но подразумевает переход на более качественный уровень ведения управленческой и производственной деятельности с активным применением современных цифровых технологий. Может показаться, что цифровая зрелость проектных организаций находится на достаточно высоком уровне, имея ввиду, например, активное использование технологий информационного моделирования на всех стадиях проектирования. Однако необходима комплексная оценка, которая будет включать такие параметры, как обучение сотрудников инструментам информационных технологий (ИТ), наличие специалистов по ИТ, внедрение цифровых технологий, информационная безопасность, управление бизнес-процессами с помощью цифровых технологий, собственные ИТ-разработки; использование веб-сайтов с возможностями проведения электронной торговли, размещения онлайн-рекламы и др. [1, 2].

Цифровая зрелость обеспечивает конкурентоспособность компании в цифровой среде. Новые цифровые технологии внедряются в рамках разработки стратегии компании, формирования моделей бизнес-процессов и операционных процессов, технологии проектирования и организационной структуры, что необходимо для повышения эффективности работы организации. В этом плане цифровую зрелость является непрерывным процессом адаптации к постоянно изменяющейся внешней и внутренней цифровой среде.

Используемые методы и подходы

Существует несколько апробированных моделей оценки цифровой зрелости. Можно провести краткий анализ возможности их применения в проектных компаниях.

  1. Модель цифровой зрелости (Digital Maturity Model) компании Deloitte 

Цифровая зрелость компании по идеологии, заложенной в модель, определяется бизнес-стратегией, которая определят бизнес-модель и операционную модель. Именно эти составляющие являются ключевыми и оцениваются по пяти измерениям: потребители – стратегии – технологии – операции – структура [1, 3]. Они, в свою очередь, состоят из группы показателей (Рис.1).  Модель представляется достаточно сложной для группировки данных и расчетов.

Рис. 1. Принципиальная схема модели цифровой зрелости компании Deloitte 

  1. Модель оценки цифровых способностей (Digital Business Aptitude — DBA)

Цифровые способности компании разделены на пять областей, в которых необходимо оценить готовность к цифровым трансформациям. Кроме того, выделяются те области, в которых необходимо внести значительные улучшения в плане развития информационных технологий [1, 2, 4].

Модель требует проведения значительного объема расчетной работы. Кроме того, в силу специфики модели, сбор данных для реализации в проектных компаниях будет затруднен.

  1. Индекс цифровой трансформации (Digital Transformation Index) — разработка аналитического агентства Arthur D. Little

Модель, как и предшествующая, является иерархической и предполагает оценку цифровой зрелости по ряду категорий: стратегия и руководство, · продукты и сервисы, управление клиентами, операции и цепочки поставок и др. [1, 5, 6].

Модель является достаточно качественной, позволяет оценивать достигнутый уровень зрелости со среднеотраслевым и даже выделяет компании с максимальным уровнем цифровой зрелости. Однако требуется сбор, подготовка и хранение информации не только по своей, но и по другим компаниям отрасли. Для проектных компаний, чаще всего не имеющих в организационной структуре аналитических служб, такая модель может стать определенной проблемой.

  1. Модель цифровой зрелости Форестера

Уровень цифровой зрелости оценивается путем анализа заполненных экспертами опросных листов, которые содержат ряд вопросов по четырем базовым критериям (Рис. 2).  В анкетировании могут участвовать как функциональные руководители, так и конечные исполнители — проектировщики.

В зависимости от количества набранных баллов организация может быть отнесена к одной из четырех групп цифровой зрелости [3, 7].

Рис. 2. Принципиальная схема модели цифровой зрелости Форестера

Модель достаточно просто реализуется на практике, но является субъективной, т.к. базируется на самооценке определенных показателей. В ней отражается понимание руководства и исполнителей необходимости цифровой трансформации организации. Объективной оценки готовности к таким изменениям в модели не предусмотрено.

В работе приводятся результаты оценки цифровой зрелости проектных компаний в рамках модели, которая строится на базе выше перечисленных и которую можно назвать усредненной.

Для проектных компаний предлагается оценивать цифровую зрелость по направлениям (в кластерах):

  • Технологии проектирования — совокупность проектно-технических решений, используемых в работе: технологии информационного моделирования (BIM), CRM-системы, ERP, инфраструктура и т. д.;
  • Навыки проектной работы, определяемые компетенциями исполнителей (архитекторы, конструкторы, сетевики и пр.) в работе с имеющимися ИТ и уровень квалификации руководителей при внедрении новых ИТ;
  • Процессы — одно из важнейших направлений для анализа цифровой зрелости. Для проектных компаний принципиальной является цифровизация коммуникаций между исполнителями в процессе разработки проектно-сметной документации: передача заданий от ГИПов структурным подразделениям, передача заданий на выполнение отдельных видов проектных работ между подразделениями, взаимосвязь с суб- и генподрядчиками, заказчиком. экспертами и т.д. Анализируются процессы принятия управленческих решений и в разрезе подготовки ПСД, и в других областях хозяйственной деятельности. Дается оценка того, насколько эффективны процессы обмена информацией, насколько они способствуют ускорению разработки проектов, или же, наоборот, объем рутинных, монолитных процессов очень велик, согласования документации растянуто во времени.
  • Данные — оцениваются такие параметры, как способы хранения данных, скорость доступа, безопасность хранения, качество и релевантность информационных массивов, удобство работы с ними и среда хранения. Анализируются используемые форматы и возможность выборки с последующей обработкой данных из разных форматов: графических, текстовые, аудио и видео в едином хранилище.
  • Кадры – оцениваются компетенции исполнителей (архитекторов, конструкторов, сетевиков и пр.) в работе с имеющимися ИТ и уровень квалификации руководителей при внедрении новых ИТ, готовность персонала осваивать новые ИТ и инструменты, передавать полученные знания коллегам. Также подлежит оценке готовности сотрудников к внедрению инноваций, генерации новых идей, работе с большим объемом информации;
  • Инфраструктура и инструменты — оцениваются ресурсные возможности компаний для решения задач цифровой трансформации, а также  их уровень доступа современным цифровым инструментам обработки и хранения информации [1, 2, 8].

Для каждого направления выделяются этапы цифровой зрелости с указанием балльной оценки каждого этапа. Оценка проводится экспертным путем. При этом информация, определяющая принадлежность к тому или иному этапу и влияющая на величину балла, подтверждается такими документами, как лицензии на выполнение тех или иных видов проектных работ, договора с заказчиками и подрядчиками с определением формата передачи проектно-сметной документации (цифровой/традиционный), лицензиями на те или иные пакеты прикладных программ, пояснительные записки к ПСД, проекты организации строительства, сметная документация, планы-графики выполнении проектных работ по различным разделам, отчеты о выполнении отдельных видов проектных работ, акты устранения замечаний по результатам экспертиз проектов и др. Необходимость анализа такой проектной документации определяется требованиями ее использования в соответствии с национальными стандартами (например, ГОСТ Р 21.101-2020 «Национальный стандарт Российской  Федерации Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации»).  При этом изучается информация о форматах передачи документации и задействованных режимах передачи: электронный сетевой, традиционный, смешанный [9, 10, 11].

Состав этапов для направлений «Процессы» и «Продукты» приведен ниже на Рис. 3 и Рис. 4.

Рис. 3.  Направление «Процессы» для измерения цифровой зрелости компании

Рис. 4. Направление «Продукты» для измерения цифровой зрелости компании

Заключение

Для формирования обобщенной экспертной оценки цифровой зрелости проектных организаций была изучена документация по профильной деятельности и проведено анкетирование специалистов (ГИПы, ГАПы, ведущие инженеры) нескольких проектных компаний Москвы и Московской области.

Изначально была дана экспертиза значимости оценок направлений цифровой зрелости для проектных компаний (Рис. 5).  Наиболее значимыми названы направления «Технологии проектирования» (26 %) и «Навыки проектной работы» (23 %).

Рис. 5. Значимость оценок направлений цифровой зрелости для проектных компаний

Далее оценка велась по каждому из пяти представленных выше направлений оценки цифровой зрелости (навыки проектной работы, процессы, данные, инфраструктура и инструменты, кадры) по критериям «Повышение качества бизнес-процессов выполнения проектных работ, К1», «Повышение качества бизнес-процессов выполнения изыскательских работ, К2», «Повышение качества бизнес-процессов взаимодействия с заказчиками, К3», «Повышение качества процессов взаимодействия с экспертными структурами, К4» и «Повышение качества бизнес-процессов авторского надзора, К5».

Каждое направление располагается на своей оси. При этом на каждой из осей для каждого критерия оценивания уровень цифровой зрелости по шкале: низкий, средний и высокий [12]  (Рис. 6). Оценка показала, что по критерию К1 наибольший эффект дадут направления «Навыки проектной работы» и «Процессы», по критерию К2 — «Навыки проектной работы» и «Инфраструктура и инструменты», по критерию К3 — «Процессы» и «Данные», по критерию К4 — «Кадры», по критерию К5 — «Навыки проектной работы» и «Кадры».

Рис. 6. Значимость оценок направлений цифровой зрелости для проектных компаний

Таким образом, в работе представлен один из вариантов оценки цифровой зрелости проектных организаций. Показана возможность использования такого подхода в реальных ситуациях. Приведенная модель позволит компаниям определить значимые направления цифровизации и этапы проведения этой работы.

References

1. Krichevsky, M. L. Assessing the Digital Maturity of an Enterprise / M. L. Krichevsky, Yu. A. Martynova, S. V. Dmitrieva // Issues of Innovative Economics. 2022. Vol. 12, No. 4. pp. 2545-2560. URL: https://doi.org/10.18334/vinec.12.4.116786 EDN: https://elibrary.ru/CUMTRZ

2. Merzlov I. Yu. Methods for Assessing Digital Maturity: A Review of International Practice // Creative Economy. 2022. No. 2. pp. 503-520. URL: https://1economic.ru/lib/114163?ysclid=mgxu8gr789550668756 DOI: https://doi.org/10.18334/ce.16.2.114163; EDN: https://elibrary.ru/TRYXZK

3. Kane G.C., Palmer D., Phillips, A.N. et al. Achieving digital maturity. Adapting your company to a changing world. research report. MIT Sloan Manag. URL: https://sloanreview.mit.edu/projects/achieving-digital-maturity

4. Gileva T.A. Digital maturity of the enterprise: assessment and management methods // Bulletin of USPTU. Science, education, economics. Series: Economics. 2019. No. 1 (27). p. 38-52. DOI:https://doi.org/10.17122/2541-8904-2019-1-27-38-52 EDN: https://elibrary.ru/WAQCQB

5. Balakhonova I.V. Assessment of digital maturity as the first step in the digital transformation of industrial enterprise processes. / Monograph. Penza: Publishing house of Penza State University, 2021. 276 p. EDN: https://elibrary.ru/LDUURQ

6. Cusick J. Survey of Maturity Models from Nolon to DevOps and Their Applications in Process Improvement. Academia.edu. URL: https://www.academia.edu/39756678

7. Pogoreltsev A.S., Sallimyanova I.G. Features of assessing the digital maturity of enterprises. Article // Izvestiya St. Petersburg State University of Economics. 2022. I. 5-2 (137) p. 118-126 URL: https:// https://sciup.org/izvestia-spgeu/2022-5-2-137

8. Shipkova O.T., Shkolnik K.S. Formation of a methodology for assessing the digital maturity of a corporation based on open data // Economy: yesterday, today, tomorrow. 2023. Vol. 13. No. 8A. pp. 356-367. URL: www.publishing-vak.ru/file/archive-economy-2023-8/d7-shipkova-shkolnik.pdf DOI: https://doi.org/10.34670/AR.2023.93.77.033; EDN: https://elibrary.ru/HNRNJB

9. Kosareva I.N., Samarina V.P. Features of enterprise management in the context of digitalization // Bulletin of Eurasian Science. 2019.Vol. 11. No. 3. pp. 20-29 URL: https://esj.today/PDF/35ECVN319.pdf EDN: https://elibrary.ru/AOYBEW

10. Bukhantseva S.N. Digitalization of business processes of industrial enterprises. Monograph. M .: Solon-Press, 2023. 104 p. EDN: https://elibrary.ru/GBQPRP

11. Abramov V.I., Borzov A.V., Semenkov K.Yu. Theoretical and methodological analysis of digital maturity models for Russian companies // News of higher educational institutions. Series: Economics, Finance, and Production Management. 2021, No. 4(50). pp. 42–51. URL: https://ecofin-isuct.ru/article/view/3704/2350 DOI: https://doi.org/10.6060/ivecofin.2021504.566; EDN: https://elibrary.ru/IBFSHL

12. Weil P., Warner S. Digital transformation of business. Changing the business model for a new generation organization. M.: Alpina Publisher, 2022. 258 p.


Login or Create
* Forgot password?