Novocherkassk, Russian Federation
Novocherkassk, Russian Federation
GRNTI 67.23 Архитектурно-строительное проектирование
GRNTI 67.01 Общие вопросы строительства
OKSO 270000 АРХИТЕКТУРА И СТРОИТЕЛЬСТВО
BBK 302 Проектирование
BBK 308 Монтаж, эксплуатация, ремонт машин и промышленного оборудования
TBK 5016 Проектирование. Конструирование
razrabatyvaya vopros o sovremennyh sposobah hraneniya avtomobiley v usloviyah plotnoy gorodskoy zastroyki, avtory obratilis' k istorii razvitiya avtoparkovok. V stat'e rassmotreny osnovnye tipy avtostoyanok, privedeny primery. Vypolneno arhitekturno-planirovochnoe reshenie mnogourovnevoy mehanizirovannoy avtostoyanki v zhilom komplekse na primere goroda Sochi. Predstavlen plan organizacii zemel'nogo uchastka, plan blagoustroystva i planirovochnoe reshenie
avtostoyanka, mehanizirovannaya stoyanka, mnogourovnevaya podzemnaya stoyanka, rampa
В крупных городах остро стоит вопрос с парковкой личного автотранспорта, как в центральной части, так и в жилых микрорайонах. Разрабатывая вопрос о современных способах хранения автомобилей в условиях плотной городской застройки, обратимся к истории развития автопарковок от открытых одноуровневых, до создания гаражей-стоянок в жилых зданиях.
В начале 1920-х острее всего эта проблема стояла в американских городах, таких как Нью-Йорк, Чикаго, Цинциннати и Детройт, и не удивительно, что именно там и были впервые сооружены паркинги. Самым первым и простейшим типом автостоянок стала – открытая плоскостная автостоянка (рис. 1), это наиболее распространенный и дошедший до наших дней тип автостоянки.
Рис. 1. Открытая плоскостная парковка в Чикаго
Следующий тип парковки – одноуровневая плоскостная многоместная автостоянка (рис. 2). Это усложненный вид открытой автостоянки, где существует функция защиты машины от внешних природных факторов, может быть подземная и наземная.
Рис. 2. Одноуровневая плоскостная многоместная автостоянка
Следующий тип парковки – это многоуровневая автостоянка, самым первым примером многоэтажного паркинга можно назвать гараж Огюста Перре в Париже в 1905 (рис. 3), который решал проблему длительного хранения автотранспорта.
В СССР конструированием гаражных боксов занимались проетировщики самостоятельно, но в 1931 г. проектный институт Гипроавтотранс взял этот вопрос под свой контроль. Он выполняет проект первого многоэтажного гаража в Москве – это пятиэтажное зданий с полурампами на 300 автомобилей для отеля Интуриста на Сущевском валу (рис. 4).
Рис. 4. Гараж для Интуриста
В то же время в строительстве сложилась тенденция проектирования жилых зданий, торговых и офисных центров с интеграцией в них многоуровневых паркингов. В них автомобили размещаются ярусами, перемещение до требуемого яруса осуществляется при помощи рамп, лифтов или подъемников. Такие паркинги делят на два вида по времени хранения автомобиля: для кратковременного и для длительного нахождения.
Стоянки при кратковременном хранении машин (рис. 5), проектируются для магазинов, поликлиник, деловых центров. Главным требованием для них является пешая доступность, поэтому такие паркинги невысокие, от одного до четырех этажей и близко расположенные к месту назначения.
Стоянки для длительного хранения авто (рис. 6) многоэтажные, время нахождения автомобиля в автостоянке отражается на его планировочном решении и внешнем виде [1]. Для таких видов парковок соблюдаются повышенные меры пожарной безопасности.
В 60-х годах и по настоящее время стали быстро распространяться подземные гаражи рампового типа (рис. 7). Примером подземного гаража рампового типа может служить гараж под Фотивплац в Вене на 582 места с двумя подземными этажами, гараж под площадью Монт де Apт в Брюсселе с тремя подземными этажами.
В качестве подземно-надземного варианта автостоянки рассматриваются обвалованные автостоянки (рис. 8). Такой тип паркинга используют на сложных рельефых условиях. Обвалованные гаражи дают возможностью использовать естественный рельеф участка для минимизации воздействия на окружающую среду (окружающую застройку), сократить расходы по выравниванию строительной площадки.
Механизированная стоянка, это следующий тип парковок, где высота конструкции ограничивается только высотой подъема лифта. В этом типе парковок существует накопительная площадка перед лифтом, для выравнивания атомобильных потоков.
Одним из перспективных видов автомобильных стоянок является частично и полностью автоматизированные механизированные автостоянки (рис 9). Данная разновидность автостоянок обеспечивает возможность максимальной интеграции в структуру жилого комплекса.
В массовом жилищном строительстве стали использовать механизированные парковки, например жилой комплекс «Лебедь» [2]. В жилом комплексе (рис. 10) выполнено улучшение планировки, ландшафтное благоустройство территории и проектирование в цокольном этаже гаража для жителей комплекса. Необходимо отметить, что количество автовладельцев в этом жилом комплексе превышало средние показатели по стране. Это является индикатором заинтересованности в жилье, обеспеченном достаточным количеством парковочных мест.
Рис. 10. Жилой комплекс «Лебедь», г. Москва
Еще одним примером комплекса с встроенным гаражом является жилой комплекс Триколор [3] (рис. 11).Отличительной особенностью этого здания является расположение парковок, а именно их террасирование, встраивание в рельеф. Участок для строительства жилого комплекса имел перепад с востока на запад 7 метров. Архитекторами было предложено разместить на этом участке 2 треугольных в плане жилых блока и офисное здание, которые размещаются на стилобате, в которых размещаются встроенные подземные и надземные гаражи. Следуя рельефу местности, расположение автостоянок переходит от надземного к подземному варианту. Входы в гаражи предусмотрены из вестибюлей каждого функционального блока жилого комплекса. В комплексе запроектированы раздельные въезды и выезды, чтобы уменьшить нагрузку на улично-дорожную сеть. Для оптимально подъезда к комплексу и въезда/выезда из гаражей предусмотрено создание дополнительной улицы, которая призвана снизить транспортную нагрузку на микрорайон. Для гостевых парковок предусмотрена отдельная открытая автостоянка. На 1249 квартир приходится 1359 машино-мест в гараже.
Рис. 11. Жилой комплекс «Триколор», г. Москва
При проектировании жилых домов с подземными механизированными автостоянками перед проектировщиком встает ряд вопросов в архитектурно-планировочных решениях, такие как: организация земельного участка с размещением здания различной формы, экологические аспекты нормирования автостоянок, экономические вопросы проектирования автостоянок, геологические и климатические факторы и пр.
В статье авторами выполнены архитектурно-планировочные решения автостоянки в жилом комплексе на примере города Сочи, как в одном из крупных городов, где существует проблема с парковками.
Участок проектирования находится в 180 м от правого берега реки Кудепста. Русло реки отделено от площадки будущего строительства кварталом частных домовладений по пер. Александровскому и ул. Искры (рис. 12). С южной стороны от контуров участка проходит переулок Александровский, со всех остальных сторон граничат территории многоквартирных домов, а также объектов торговли и общепита.
Неблагоприятные физико-геологические процессы и явления на участке представлены высокой сейсмичностью района и подтоплением.
Рис. 12. Ситуационный план участка для проектирования дома
Многоэтажный жилой дом, предусматривается разместить на отведённой площадке с учётом обеспечения необходимых санитарно-гигиенических требований, инсоляции и аэрации территории, с обеспечением удобных подходов со стороны прилегающих транспортных коммуникаций.
На территории жилого дома запроектирован проезд, который служит для подъезда и въезда личного автотранспорта жильцов дома в парковку расположенную в подвале жилого дома. Проезд осуществляется с юго-восточной стороны с пер. Александровский через ворота на абс. отм. 6,90м. Длина проезда от места примыкания к пер. Александровский до ворот, составляет 9,40м. Проезд примыкает к пер. Александровский на абс. отм. 6,85м.
На рисунке 13 показан разработанный план организации земельного участка многоквартирного жилого дома с подземной парковкой с учетом градостроительных норм [4].
Рис. 13. План организации земельного участка
На территории жилого дома, по периметру участка запроектированы подпорные стены. Подпорные стены выполнены уголковыми из монолитного железобетона. Высота подпорных стен составляет от 0,5 до 1,2 м. Толщина вертикальной части подпорной стены – 0,2 м. Горизонтальная часть заглублена не менее, чем на 600 мм ниже уровня планировки. Подпорные стены разделены антисейсмическими швами с шагом 8,0 м. В конструкции подпорных стен предусмотрено устройство дренажных отверстий для отвода подземных вод. Подпорные стены служат фундаментом ограждения территории.
Территория проектирования благоустраивается в соответствии с действующими санитарными нормами. На рисунке 14 представлен план благоустройства территории с ведомостью жилых и общественных зданий и сооружений.
Рис. 14. Благоустройство территории
Проектируемый многоквартирный жилой дом имеет в плане габаритные размеры в осях : 40,950 х 19,150 м; За относительную отметку 0.000 принята отметка уровня чистого пола первого этажа, соответствующая абсолютной отметке +7.390 по генплану.
Высота этажей принята:
2 уровня подвала – 3,00м (от уровня чистого пола подвала до уровня чистого пола первого этажа);
- Первого этажа – 3.00 м (от уровня чистого пола до уровня чистого пола);
- Со второго по десятый - 3,00 мм;
- 11-12 этажи - 2,80мм.
В подвальной части жилого дома проектом расположены двух-уровневая автостоянок, предназначенных для размещения легковых автомобилей жильцов дома (рис. 15). Въезд легковых автомобилей на этажи автостоянки осуществляется при помощи автомобильного лифта расположенного в восточной части здания. На каждом из 2-х уровней автостоянки перед автолифтом предусмотрен проектом тамбур-шлюз с подпором воздуха. Эвакуационные выходы с этажей автостоянки расположены рассредоточено при помощи лестниц ведущих непосредственно наружу. На обоих уровнях перед выходами на лестницы проектом предусмотрены также тамбуры-шлюзы с подпором воздуха. Для маломобильных групп населения проектом предусматривается лифт Отис грузоподъемностью 1000кг, одновременно этот лифт предназначен для пожарных подразделений. Перед лифтом проектом расположен лифтовый холл с подпором воздуха при пожаре, являющийся пожаробезопасной зоной для маломобильных групп населения.
На нижнем уровне подвала на отм.-3.000 расположено помещение автостоянки, технические помещения, лестницы, лифты и тамбур-шлюзы [5].
На верхнем уровне подвала на отм.-3.000 также расположено помещение автостоянки, помещение насосной, электрощитовой, помещение для хранения люминисцентных ламп, лестницы, лифты и тамбур-шлюзы.
Рис. 15. План подземной парковки на отметке -3.100
На первом этаже жилого дома проектом предлагается разместить офисные помещения, фитнесс-центр, и входную группу в жилую часть дома.
Основные входы в помещения общественного назначения проектом предусмотрены на южной стороне здания.
Офис расположенный на первом этаже включает в себя тамбур, вестибюль, четыре рабочих кабинета, санузлы, кладовую уборочного инвентаря, помещение персонала, буфет, и теплогенераторную.
Фитнес-центр расположенный также на первом этаже включает в себя входную группу с тамбуром, вестибюлем, комнатой администратора. Здесь же расположены помещения раздевальных с душевыми и санузлами, кладовая уборочного инвентаря и непосредственно тренажерный зал с инвентарным помещением. Теплогенераторная предназначенная для установки теплогенератора для обогрева воды и отопления для финтесс-центра имеет самостоятельный вход в северной части здания.
На 2-12 этажах расположены жилые этажи с квартирами расположенными по обе стороны коридора. Общее количество квартир в жилом доме составляет 121 квартиру, из которых: 1-но комнатных- 88 квартир; - 2-х-комнатных- 33 квартиры;
Объемно-пространственное решение плана жилого этажа основывается на расположении квартир по сторонам межквартирного коридора. Межквартирный коридор холла ведет в незадымляемую зону лестничной клетки, выходящей на север. В коридоре в связи с отсутствием оконных проемов принята система дымоудаления. Наибольшее расстояние от дверей квартиры до выхода в тамбур, ведущий в воздушную зону незадымляемой лестничной клетки не превышает 25м.
Каждая квартира имеет выход с балконов устроенный при помощи металлической лестницы соединяющей этажи здания.
Форма здания продиктована конфигурацией участка и зоны возможного размещения. Здание имеет несколько неправильную вытянутую форму, с уступами, такая форма вызвана необходимостью обеспечения требуемой продолжительности инсоляции в квартирах. Все квартиры имеют восточную, южную и западную ориентацию. Высокие окна, почти на всю высоту этажа, открывают великолепные пейзажи побережья и панораму Черного моря.
Благодаря рассмотренным принципам и типам автостоянок, авторами был разработан проект жилого многоэтажного здания с подземной автопарковкой в сложных природных и градостроительных условиях стесненной городской застройки, который отвечает высоким требованиям к подземным автостоянкам.
1. Sigaev, A.B. Avtostoyanki obschestvennyh centrov/A.V. Sigaev.-M.: Stroyizdat, 1968.- 38 s.
2. Marchenkova, C.B. Tendencii innovacionnogo razvitiya stroitel'stva mnogofunkcional'nyh zhilyh kompleksov/ S.V. Marchenkova // Innovacii i investicii. -2010.-№3.-s. 60-62.
3. Zhiloy kompleks «Trikolor» [Elektronnyy resurs].-Rezhim dostupa: http://www.archi.ru/projects/russia/590/zhiloi-kompleks-trikolor.
4. SP 42.13330.2011 Gradostroitel'stvo. Planirovka i zastroyka gorodskih i sel'skih poseleniy. Aktualizirovannaya redakciya SNiP 2.07.01-89*.-M.: Minregion Rossii, 2010.
5. SP 113.13330.2012 Stoyanki avtomobiley. Aktualizirovannaya redakciya SNiP 21-02-99*.-M.: CNIIpromzdaniy, 2013