Moscow, Moscow, Russian Federation
VAC 2.1.2 Основания и фундаменты, подземные сооружения (Технические науки)
VAC 2.1.3 Теплоснабжение, вентиляция, кондиционирование воздуха, газоснабжение и освещение (Технические науки)
VAC 2.1.5 Строительные материалы и изделия (Технические науки)
VAC 2.1.6 Гидротехническое строительство, гидравлика и инженерная гидрология (Технические науки)
VAC 2.1.7 Технология и организация строительства (Технические науки)
VAC 2.1.8 Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей (Технические науки)
VAC 2.1.9 Строительная механика (Технические науки)
VAC 2.1.10 Экологическая безопасность строительства и городского хозяйства (Технические науки)
VAC 2.1.11 Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия (Технические науки)
VAC 2.1.12 Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности (Технические науки)
VAC 2.1.13 Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов (Технические науки)
VAC 2.1.14 Управление жизненным циклом объектов строительства (Технические науки)
VAC 2.1.15 Безопасность объектов строительства (Технические науки)
VAC 5.10.3 Виды искусства (с указанием конкретного искусства)
UDK 7 Искусство. Декоративно-прикладное искусство. Фотография. Музыка. Игры. Спорт
UDK 75.01 Теория и философия живописи Например,
GRNTI 67.01 Общие вопросы строительства
BBK 308 Монтаж, эксплуатация, ремонт машин и промышленного оборудования
The article presents information about K.S. Malevich's painting “The Black Suprematist Square”, which greatly influenced the development of a new style of avant–garde art - suprematism. It is proved that the square is the main geometric figure in the formation of images. The information is given that K.S. Malevich's new style is a synthesis of fine art, philosophy and religion, which allowed him to further influence the development of other types of art. Despite its apparent simplicity of the image, the black square continues to arouse the interest of many researchers of contemporary art today.
art, suprematism, square, geometry, philosophy, image, canvas
Картина русского художника Казимира Севериновича Малевича «Черный супрематический квадрат», которую он написал в 1915 году, вызвала огромное волнение в умах исследователей изобразительного искусства (рис. 1). Даже сегодня интерес к такому произведению не уменьшается. Появлялись различные теории относительного того, что именно заложил в суть данного произведения сам автор, который одновременно являлся не только художником, но и теоретиком искусства [1-2].
Рис. 1. К.С. Малевич (1879-1935 гг.) – художник, педагог, философ и теоретик искусства (источник фото: https://cdn.culture.ru/images/2975f723-4d1d-5ca6-9d3c-ff6cb3802eb7/w_884,h_442,c_fill,g_center/4475f1fa1fc4c7578471b2bdd4ebffe9.webp)
Сам К.С. Малевич отнес своё произведение к новому стилю в изобразительном искусстве, который он назвал “Супрематизм” [3-5]. Под таким термином он понимал новое направление авангардного искусства, направленное на демонстрацию абстрактных композиций, выполненных в форме различных геометрических фигур.
Что же из себя представляет произведение “Черный супрематический квадрат”? Это картина, написанная маслом на холсте, имеющая размер 79,5´79,5 см. Сегодня она размещается в зале Третьяковской галереи (г. Москва) (рис. 2).
Рис. 2. Картина «Чёрный супрематический квадрат» К.С. Малевича, 1915 г. (источник фото: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D1%91%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D1%80%D0%B0%D1%82#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:%D0%A7%D1%91%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D1%80%D0%B0%D1%82._1915._%D0%93%D0%A2%D0%93.png)
Имеются различные версии многочисленных исследователей данного произведения, которые выдвигали свои теории [6-9]. Также смысл картины объясняет и сам автор. К.С. Малевич заявляет о том, что чёрный квадрат - это первый шаг чистого творчества в целом. То есть изобразительное искусство после появления картины “Черный супрематический квадрат” обнулилось, т.е. началось заново. Это подтверждает известная цитата самого К.С. Малевича: «Я преобразился в нуль форм, и вышел за нуль к беспредметному творчеству», т.е. автор заявляет и подтверждает то, что он создал новый стиль (Супрематизм), придя в самое начало всего мироздания.
Для понимания всей сложности, появляющейся при изучении данного произведения, следует рассматривать его как синтез изобразительного искусства с непосредственно философскими и религиозными идеями, которые позволят ответить на многие вопросы и понять, действительно ли картина “Черный супрематический квадрат” является тем “нулем форм”, о которых заявлял сам автор.
При визуальном наблюдении и изучении картины видна простота ее написания. На произведении сам черный квадрат изображен на белом фоне, который ограничен в пространстве физическими размерами холста.
На картине сразу видно противопоставление одного цвета другому, т.е. черного цвета белому (или наоборот). С учетом того, что белый цвет часто символизирует свет, а черный тьму, то условно видна “цветовая борьба”, где победителем является черный квадрат, т.к. он находится в центре композиции и перекрывает центральную площадь белого фона. Таким образом, тьма побеждает свет, т.е. происходит борьба противоположностей, но в данном понимании темный цвет (черный) не всегда является чем-то негативным.
Какой же из этих цветов является первичным по появлению, а какой вторичным? С учетом того, что К.С. Малевич, презентовавший картину “Чёрный супрематический квадрат” в 1915 году на последней футуристической выставке картин «0,10», прошедшей в Петрограде (рис. 3), размещает свое полотно именно в “красном углу”, который всегда являлся святым для славян (там всегда размещались иконы), то можно говорит о желании автора провести параллель своего произведения с чем-то божественным, т.е. идет явная отсылка на Священное Писание (Библия). Если ее цитировать, то там можно найти следующий ответ:
В начале сотворил Бог небо и землю.
Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
Библия (Ветхий Завет, Бытие, 1 глава, стих 1-4)
Второй стих Ветхого Завета Библии (Бытие, 1 глава) говорит о том, что тьма была ранее, чем свет, который появился по велению Бога позже, отделившись непосредственно от тьмы.
Рис. 3. Картина «Чёрный супрематический квадрат» К.С. Малевича в «красном углу» выставки «0,10» (Петроград, 1915 г.) (источник фото: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D1%91%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D1%80%D0%B0%D1%82#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:0.10_Exhibition.jpg)
Таким образом, напрашивается утверждение о признании черного цвета (тьмы), из которого состоит квадрат К.С. Малевича, началом всех начал, мощной и безграничной потенцией, движущий силой. Сила же в свою очередь признается главной материей (темной), способной поглощать свет, а также создавать мироздание и бытие, формируя любые формы из своей плоскости, из которой формируются окружающие нас объекты (это прослеживается в других картинах К.С. Малевича – “Черный крест” (1915 г.) и “Черный круг” (1915 г.)).
Также понятие “Черный квадрат” можно встретить сегодня в любой компьютерной программе по работе с графикой. Например, если взять простейшую программу из оболочки операционной системы на базе Microsoft Windows (Paint 3 D) и попробовать нарисовать объект с помощью пиксельного пера, например, черного цвета, состоящий из одной точки (один пиксель), то появляется черный квадрат (рис. 4). Совокупность пикселей, т.е. бесконечное множество квадратов разных цветов будут формировать новое изображение (рис. 5). Таким образом, можно сказать, что К.С. Малевич действительно предвидел, что с появлением цифровых технологий и компьютерной графики начнется новая эра цифрового изображения окружающего пространства, где главным элементом формирования картинки будет являться пиксель в форме квадрата, повторно подтверждая функцию квадрата как идеальной формы – мощной и всесильной, иррациональной, способной формировать новые и порой потрясающие красотой изображения в окружающем пространстве нашего мира. Следовательно, сам черный квадрат можно считать символом нового искусства.
Можно смело утверждать, что, таким образом, К.С. Малевич заявляет о том, что из черного квадрата и с помощью его бесконечной силы формировались все ранее написанные произведения изобразительного искусства, складываясь в сложные формы из многочисленных геометрических фигур, началом которых был, есть и всегда будет квадрат – совершенная форма нашего мира.
Автор настоящей статьи хочет подчеркнуть важность идеи дальнейшего развития и становления формы черного квадрата и его геометрии, не забывая о том, что он является не только началом формирования всех геометрических фигур, которые далее способны создавать любое изображения простой или сложной формы, но и предметом, который обладает определенным философским смыслом, стойкой иррациональностью, раскрывающим правду на происхождение нашего мира, отправляя наши мысли глубоко в прошлое с прицелом на формирование будущего.
Рис. 4. Один пиксель при формирования черного изображения в форме черного квадрата (программа Paint 3 D, масштабирование выполнено до 6400%)
(скриншот автора: Орлов Е.В.)
Черный квадрат можно сравнить со Вселенной, которая, расширяясь или сужаясь, способна трансформировать новые идеи и концепции, позволяющие предлагать решения определенных задач, с которыми сталкивается человечество на протяжении своего существования. Это аналог космоса, о котором говорили древние философы, сочетающий в себе огромную и еще неизведанную силу всемирного бытия, так называемый “черный ящик” с “бесконечным дном”.
Рис. 5. Нарисованное изображение произвольного треугольника черного цвета, состоящего из n-го количества пикселей в форме черного квадрата
(программа Paint 3 D, масштабирование выполнено до 6400%)
(скриншот автора: Орлов Е.В.)
На рис. 6 автором настоящей статьи показана композиция рождения новых форм, которые формирует внутри своего бытия черный квадрат, являясь не только символом, но и иконой нового стиля, актом божественного творения, началом всех начал в общем понимании процесса создания мира.
Появление новых форм в теле черного квадрата происходит иррационально не только в двухмерном изображении, но и в трехмерном пространстве, а при необходимости и в четырехмерном, где основной движущейся силой будет являться энергия, выходящая из черной материи геометрической формы, которая не подвластна времени и находится в вечности мироздания.
Рис. 6. Появление из черного квадрата различных форм (желтая, красная и синяя), изменяющихся в пространстве
(автор: Орлов Е.В.)
1. Efimova I.S. Kazimir Malevich kak odin iz liderov i teoretikov avangarda // Biznes i dizayn revyu. 2020. № 2 (18). S. 10.
2. Smolin G.A. Tehnologiya issledovaniya struktury suprematicheskih rabot Kazimira Malevicha // Mir iskusstva i deti: problemy hudozhestvennoy pedagogiki. Materialy ІІІ Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. 2007. S. 83-86.
3. Turchinskaya E.Yu. Suprematizm Malevicha kak klassicisticheskiy komponent v iskusstve russkogo avangarda // Nauchnye trudy. 2020. № 52. S. 176-190.
4. Osipov V.I. Suprematizm K. Malevicha // Nauka - obrazovaniyu, proizvodstvu, ekonomike. Materialy XXIV (71) Regional'noy nauchno-prakticheskoy konferencii prepodavateley, nauchnyh sotrudnikov i aspirantov. 2019. S. 153-155.
5. Galkin N.A. Kazimir Malevich: hudozhnik ili filosof? // XXI vek: razmyshleniya o mire i cheloveke. Sbornik nauchnyh rabot i esse studentov, magistrantov i aspirantov. GAOU VO "Moskovskiy gorodskoy pedagogicheskiy universitet". Moskva, 2019. S. 24-27.
6. Podobueva E.V. Krizis iskusstva: Malevich, Berdyaev, Gershenzon // Artikul't. 2020. № 1 (37). S. 115-124.
7. Shirshkov I.A. Ideografiya v arhitekturnyh kompoziciyah suprematizma K. Malevicha // Hudozhestvennoe obrazovanie i nauka. 2018. № 1. S. 80-85.
8. Kuznecova E.D. Kitayskoe uchenie bagua i tvorchestvo K. Malevicha // Molodezh' XXI veka: obrazovanie, nauka, innovacii. Materialy VI Vserossiyskoy studencheskoy nauchno-prakticheskoy konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. V 2-h chastyah. Pod redakciey N.E. Luk'yanova. 2017. S. 214-215.
9. Girenok F.I. Malevich i sovremennoe iskusstvo // Lichnost'. Kul'tura. Obschestvo. 2018. T. 20. № 1-2 (97-98). S. 141-149.