graduate student
Russian Federation
The globalization of the modern world imposes new requirements on the academic mobility of teachers. Academic mobility provides unlimited opportunities for professional and personal growth, access to various educational systems and environments. It contributes to improving the quality of education, its internationalization, and the development of international research cooperation. However, along with the positive aspects, there are many limitations. In particular, the issue of organizing the accommodation of teachers is especially relevant. The article will consider the main aspects that affect the organization of teachers' accommodation and current trends.
academic mobility, co-living, temporary residence of teachers, public and residential buildings, joint consumption
Введение
Академическая мобильность преподавателей или их перемещение между учебными заведениями в рамках одной страны или разными странами в образовательных целях становится сегодня все более значимой и актуальной.
В первую очередь, академическая мобильность преподавателей предоставляет возможности для профессионального и личностного роста. Преподаватели, которые участвуют в академической мобильности, могут получить доступ к различным образовательным системам, исследовательским средам и методологиям обучения. Это может помочь им развить новые навыки, расширить свои исследовательские интересы, что может способствовать новым исследовательским проектам, совместным публикациям и другим научным мероприятиям.
Во-вторых, преподаватели, участвующие в академической мобильности, часто применяют новые идеи, методологии преподавания и исследовательские подходы в своих учебных заведениях. Это положительно сказывается на качестве образования, предлагаемого студентам, а также на общей репутации и конкурентоспособности вуза.
В-третьих, академическая мобильность преподавателей способствует развитию международного научно-исследовательского сотрудничества и партнерства. Совместная работа над проектами позволяет обмениваться знаниями, навыками и ресурсами. Это может привести к прорывам в исследованиях и инновациях, а также может помочь в решении глобальных проблем.
Однако важно отметить, что академическая мобильность преподавателей не лишена своих проблем. Кроме возможных языковых и культурных барьеров при работе в другой среде, а также, необходимости приспосабливаться к различным административным и академическим практикам, возникает вопрос, связанный с размещением преподавателей. В данной статье рассмотрены традиционные формы проживания и предпосылки к формированию новых форм проживания преподавателей.
1. Предпосылки организации временного проживания сотрудников вузов
Как было сказано выше, академическая мобильность приобретает все большую популярность среди профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики [1], за период 2017-2021 годов, количество сотрудников, отправленных в командировки за рубеж или в другие образовательные организации значительно увеличилось (рисунок 1).
Рисунок 1. Численность ППС, направленных в командировку за рубеж или в другую образовательную организацию
Иностранных работников в России можно подразделить на четыре категории: профессорско-преподавательский состав, научные работники, инженерно-технический персонал и учебно-вспомогательный персонал. Статистические данные показывают, что в период с 2017 по 2019 год количество зарубежных сотрудников в вузах России возросло. И хотя, в 2020 и 2021 годах этот рост снизился из-за пандемии и ограничений на перемещение можно говорить об устойчивой тенденции (рисунок 2).
Рисунок 2. Авторский график по данным Федеральной службы государственной статистики. Сведения об иностранных работниках в РФ
Анализируя данные об общей численности профессорско-преподавательского состава, и количества сотрудников, направленных в командировки, можно увидеть, что в 2017 году это число составило 2552 сотрудника, то есть 1,03% от общего числа, а к 2021 году этот показатель возрос до 3733 человек, то есть 1,65% — сотрудников.
2. Организация проживания преподавателей. Текущее положение дел в России и за рубежом
Для организации временного проживания преподавателей в России могут быть использованы различные варианты.
В первую очередь, вузы могут предоставлять преподавателям временное жилье в общежитиях или гостиницах, которые находятся на территории учебного заведения. Обычно это бывает удобно для преподавателей, которые приезжают на недельные или месячные курсы, научные конференции, семинары или другие мероприятия.
Если преподаватель приезжает в другой город и нуждается в жилье на длительный срок, то он может обратиться за арендой квартиры или комнаты. В крупных городах России существует развитый рынок арендного жилья, поэтому найти жилье не должно составить больших трудностей. Также многие вузы имеют свои базы по аренде жилья и могут помочь преподавателям в поиске подходящей квартиры.
Еще один вариант временного проживания для преподавателей - это краткосрочная аренда квартир через популярные платформы для бронирования жилья, однако следует учитывать, что такой вариант может быть более дорогим, особенно если речь идет о длительном проживании.
В целом, в России есть множество вариантов временного проживания для преподавателей, и выбор зависит от конкретной ситуации и потребностей преподавателя.
Однако, несмотря на наличие различных вариантов временного проживания для преподавателей в России, существуют и некоторые недостатки.
Во-первых, жилье в общежитиях или гостиницах, которое предоставляют вузы, может быть не слишком комфортным и удобным. Некоторые общежития имеют ограниченное количество мест, что может быть проблемой в периоды повышенной посещаемости учебных заведений. Кроме того, гостиницы могут находиться в удаленных районах города, что затрудняет перемещение по городу.
Во-вторых, аренда жилья может быть довольно дорогой, особенно в крупных городах России. Это может быть проблемой для преподавателей, которые не получают высоких заработных плат или работают на договорной основе.
В-третьих, поиск жилья на арендном рынке может быть затруднительным для иностранных преподавателей, которые не знакомы с российским рынком недвижимости и не имеют знакомых или друзей в России.
В-четвертых, краткосрочная аренда квартир через популярные платформы для бронирования жилья может быть не очень удобной для преподавателей, которые планируют длительное пребывание в России. Это связано с тем, что такие квартиры обычно предназначены для краткосрочных проживаний, и может быть не очень удобно жить в них в течение нескольких месяцев.
Таким образом, организация временного проживания для преподавателей в России имеет целый ряд недостатков, и требует внесения изменений.
Обратимся к зарубежному опыту. Организация временного проживания преподавателей в мире также может различаться в зависимости от страны и учебного заведения. Кроме проживания в гостевых домах, кампусах университетов и аренды жилья, можно выделить следующие способы, нехарактерные для России:
- Обмен жильем. Некоторые преподаватели могут воспользоваться возможностью обмена жильем с другими преподавателями в других странах. Это может быть удобным и экономически выгодным вариантом, так как нет необходимости платить за аренду жилья.
- Специальные программы. Существуют специальные программы, которые помогают организовать временное проживание для преподавателей в других странах. Например, программа Fulbright Teacher Exchange Program, которая позволяет преподавателям обмениваться местами на один учебный год.
- Проживание у местных жителей. Некоторые преподаватели могут выбрать вариант проживания у местных жителей, что позволит им лучше понимать культуру и язык страны, в которой они работают.
3. Современные тенденции организации проживания
Общественно-жилые здания
На сегодняшний день в России большинство предлагаемого на рынке арендного жилья является обычными среднестатистическими квартирами, которые обычно сдаются на короткий срок. К сожалению, большинство этих квартир не отвечают современным требованиям к качеству жилья, так как они часто являются старыми, без необходимых ремонтов и в полной мере не обеспечивают потребности арендаторов.
В свою очередь, в мировой практике более распространено строительство специальных объектов недвижимости для сдачи в аренду, которые строятся и проектируются с учетом специфики арендного рынка и требований арендаторов. Такие объекты могут быть оборудованы новейшими технологиями, обладать высокой степенью энергоэффективности и экологичности, что в свою очередь позволяет снизить эксплуатационные расходы и увеличить доходность инвестиций.
Этот тренд стал наблюдаться и на рынке недвижимости в России, где все больше владельцев недвижимости переходят от сдачи в аренду старых квартир к строительству новых объектов недвижимости, которые специально предназначены для сдачи в аренду. Это связано с тем, что современные арендаторы все более требовательны к качеству жилья, комфорту и безопасности, а также с тем, что строительство новых объектов недвижимости может быть более выгодным с точки зрения экономики и приносить больше доходов.
Создание многофункциональных зданий и комплексов нового типа, включая общественно-жилые здания поддерживает и современная нормативная база. В частности, в 2021 году был выпущен свод правил «Здания и комплексы многофункциональные. Правила проектирования» СП 160.1325800.2014 от 01.07.2021 [2], что особенно подчеркивает важность этого направления.
Общественно-жилые здания и комплексы объединяют на одной территории жилые, общественные и временные помещения. Новый тип общественно-жилого здания может включать жилые квартиры, общественные зоны, спортивные и культурные объекты, офисные и коммерческие помещения, а также учебные и медицинские центры.
Экономика совместного потребления
В современном обществе экономика совместного потребления ресурсов стремительно развивается. Согласно проведенному исследованию, проведенному Ассоциацией электронных коммуникаци [3], за последние 4 года наблюдается ежегодный значительный рост экономики совместного потребления в России. В 2020 году объем транзакций работающих в России сервисов совместного потребления составил около 1,07 трлн рублей, показав годовой рост в 39%. И хотя в результате пандемии, наблюдается замедление темпов роста в некоторых секторах, общая тенденция остается положительной (рисунок 3).
Тот факт, что при экономике совместного потребления люди предпочитают временную аренду вместо покупки вещей, позволяет не только сэкономить деньги, но и экономить пространство в доме, избавляться от ненужных вещей и сокращать объем потребления, что в свою очередь положительно сказывается на экологии. Кроме того, совместное использование помогает обрести новых друзей и единомышленников в различных сферах, например, в коворкингах и коливингах. [4-6]
Рисунок. 3. Динамика экономики совместного потребления в России 2017-2020 гг. (млрд руб.)
Локализация мест проживания и работы
Предпосылки организации проживания (или временного проживания), тесно связанные с местом работы, предполагают сочетание работы, отдыха и досуга. Идеология 8-часового рабочего дня предполагает, что, согласно исследованию 1856 года австралийского исследователя Роберта Оуэна, для максимальной эффективности, счастья и здорового сна каждому из этих видов деятельности следует отводить 8 часов на сон, 8 часов на работу и 8 часов как для активного, так и для пассивного отдыха). К сожалению, на протяжении многих столетий этот баланс не соблюдается в полной мере, что связано с увеличением расстояния между местом жительства и работой, а также ненормированным графиком работы (рисунок 4).
Рисунок 4. Историческая взаимосвязь жилища и места приложения труда. Принцип 8/8/8
Первоначально в стране господствовал аграрный тип экономики, позволяющий людям работать непосредственно возле дома, не тратя время и силы на транспорт. Объем работ напрямую зависел от конкретного сезона и цикла сбора урожая.
Затем, с 1840-х годов, начало зарождаться мануфактурное производство [7], создающее новые виды занятости. Как указывает Н. А. Рожков, между 1835 и 1855 годами произошел «необычайный бум в промышленности и производстве», в том числе хлопчатобумажных, металлических изделий, суконных, деревянных, стеклянных, фарфоровых, кожаных и других товаров [8]. В этот момент место жительства было отделено от места работы, хотя рядом с заводами часто строились бараки для обеспечения рабочих спальными помещениями. Однако условия в них нельзя было признать комфортными по современным меркам.
Еще одной проблемой в этот период, мешавшей «идеальной комфортной жизни», был ненормированный рабочий график. Люди могли работать по 12-14 часов в сутки без перерыва. Поэтому, хотя рабочие и были обеспечены жильем недалеко от места работы, невозможно было поддерживать график 8/8/8, на отдых и сон оставалось всего 10 часов.
В 1897 году под давлением рабочего движения был принят первый закон, официально сокращавший рабочий график до 11 часов в день. Таким образом, для отдыха и сна освободилось 13 часов времени. В 1917 году, с приходом Советской власти и массовой индустриализации, рабочий день был приравнен к 8 часам. В этот период локализация жилища и места трудовой деятельности разделились и появилась необходимость в трате времени на дорогу от дома до работы. В современных условиях трудовая деятельность преимущественно перешла в офисный формат. Согласно исследованиям Яндекс.Недвижимости 2020 года [9], места для работы располагаются преимущественно в центральных районах города, в то время как места проживания – на окраине города в спальных районах. Таким образом, люди тратят до трех часов в день ежедневно на дорогу от дома до работы, оставляя все меньше времени на отдых и сон.
Для предотвращения подобных ситуаций, предлагается вариант временного проживания в коливинге, размещенном на территории кампуса или вблизи нее.
Рисунок 5. Затрачиваемое и желаемое время на дорогу от дома до работы
4. Коливинг – новый тип проживания
Выше была определена потребность в новом типе временного проживания, который соответствует требованиям современного общества. Такой тип жилья, называемый коливинг, становится все более популярным, о чем свидетельствует график, представленный на рисунке 6, созданный на основе запросов пользователей поисковых сайтов [10]. Коливинг представляет собой совместное проживание людей в общем пространстве, где у каждого жителя есть своя личная комната или квартира, а также доступ к общим пространствам и услугам. Коливинг-комплексы предлагают различные удобства, такие как кухни, прачечные, спортивные залы, общие зоны отдыха и работы, а также организуют мероприятия и социальные программы для своих жителей [11-13]. Этот жилищный формат пользуется популярностью среди людей, которые ценят комфорт, удобство и желание жить в сообществе с единомышленниками. При этом коливинг может быть как долгосрочным, так и краткосрочным вариантом проживания.
Рисунок 6. Динамика популярности формата проживания «коливинг»
Переход к формату коливинга на территории кампуса для преподавателей в рамках академической мобильности позволит решить несколько задач: обеспечить профессорско-преподавательский состав комфортным местом проживания, объединяющим в себе как жилище, так и общественные функции и места для работы. Решит проблему изоляции, возникающей при смене места жительства и поможет найти новое окружение со схожими интересами.
Выводы
На сегодняшний день тема академической мобильности становится все более актуальной. Все больше сотрудников вузов готовы участвовать в работе других образовательных заведений. В соответствии с этим на первый план выходит тема организации проживания в новом городе. Проживание в общежитии и аренда не в полной мере могут удовлетворить необходимые потребности.
Зарубежный опыт по обмену жильем или проживание у местных жителей не характерен для России, поэтому были рассмотрены современные тенденции в организации временного проживания.
Были рассмотрены тенденции, влияющие на архитектурно-строительное проектирование и особенности их применения. Строительство общественно-жилых зданий, позволяющее совмещать комфортное проживание с другими видами деятельности. Экономика совместного потребления на текущем этапе позволяет высвобождать ресурсы и экономить средства без ущерба для потребителей. Размещение мест проживания недалеко от работы позволяет существенно экономить время на дорогу и использовать его для отдыха.
Все эти тенденции учтены в новой форме проживания – коливинге, включающим как жилые, так и общественные зоны.
1. Federal State Statistics Service. URL: https://rosstat.gov.ru/ (accessed 03/01/2023)
2. SP 160.1325800.2014 of 07/01/2021
3. The sharing economy in Russia 2020. Strength test / Electronic Communications Association. URL: https://raec.ru/upload/files/raec-sharing-economy-2020.pdf (Accessed 03/01/2023)
4. Ayusheeva I. Z. Right of common property in connection with the development of the economy of the collective use of goods and services // Actual problems of Russian law. 2021. No. 11 (132). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravo-obschey-sobstvennosti-v-svyazi-s-razvitiem-ekonomiki-kollektivnogo-ispolzovaniya-tovarov-i-uslug (date of access: 03/11/2023).
5. Sarafanova A. G., Sarafanov A.A. Tourism and the economy of sharing housing on the example of airbnb // NK. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/turizm-i-ekonomika-sovmestnogo-ispolzovaniya-zhilya-na-primere-airbnb (date of access: 03/11/2023).
6. Mavlyutov R.R., Belyaev M.K. To the issue of growth of labor mobility of Russian citizens in the context of digitalization of society // Bulletin of BSU. Economics and Management. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-rosta-trudovoy-mobilnosti-rossiyskih-grazhdan-v-kontekste-tsifrovizatsii-obschestva (Date of access: 03/11/2023).
7. New industrialization of Russia. Theoretical and managerial aspects. Collective monograph under the scientific editorship of Doctor of Economics. N.F. Gazizullina. St. Petersburg, 2014 URL: http://www.m-economy.ru/misc/new_ind_2014.pdf (Accessed 01.03.2023)
8. Rozhkov N. Russian history in comparative historical coverage (basics of social dynamics) Leningrad-Moscow, 1926-1928, vol. 10, p. 286-288
9. Home - work, work - home. / Yandex. URL: https://yandex.ru/company/researches/2016/home_work (accessed 03/01/2023)
10. Google Trends. URL: https://trends.google.ru/trends/explore?date=2015-11-05%202023-01-26&q=coliving (accessed 03/01/2023)
11. Demarchek K.V., Kalinina N.S. Background of the origin of the concept "co-living" in the field of architectural design of housing // System Technologies. 2021. No. 2 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predposylki-vozniknoveniya-ponyatiya-koliving-v-oblasti-arhitekturnogo-proektirovaniya-zhilya (date of access: 03/11/2023).
12. Shirokova O.L., Pavlyuk A.S. Planirovochnye resheniya pomescheniy dlya udalennoy work // Stroitel'stvo i arhitektura. 2021. no. 4. S. 86-90. DOI: https://doi.org/10.29039/2308-0191-2021-9-4-86-90 (data obrascheniya: 01/19/2023).
13. Balakina A.E., Pavlyuk A.S. Koliving - transformacii infrastructure // Proekt Baykal. infrastructure. 2021. no. 70. S. 156-161.