Россия
Россия
Образовательная деятельность основывается на совокупности инновационной научно-исследовательской деятельности, новых образовательных технологий, обеспечивающих эффективность учебного процесса. Система образования постоянно совершенствуется. Сформулированная Правительством программа «Приоритет 2030» поставила перед российскими университетами задачу повышения качества и востребованности образовательных, научно-технических, социальных услуг. Одно из направлений реализации данной задачи – привлечение ведущих ученых, молодых исследователей и преподавателей из российских и зарубежных университетов. Как правило, при этом возникает проблема проживания. Существующий фонд общежитий ограничен и по своим архитектурно-планировочным характеристикам не отвечает пожеланиям, предъявляемым к ним. Арендное жилье достаточно дорого и не всегда расположено рядом с университетом, поэтому возникает проблема разработки нового типа жилища в структуре кампуса. Таким типом может стать коливинг. Целью данной статьи является разработка типологии и планировок зон коливинга - жилых ячеек.
коливинг, кампус, общежитие, проживание
Введение
На сегодняшний день качественное образование - один из ключевых элементов устойчивого развития страны. Задачи, поставленные в рамках программы «Приоритет 2030» направлены на концентрацию ресурсов для обеспечения вклада российских университетов в достижение национальных целей развития Российской Федерации. Целью данной программы является формирование к 2030 год в России более ста прогрессивных современных университетов - центров научно-технологического и социально-экономического развития страны.
Среди поставленных задач особо можно выделить следующие:
- обеспечение привлекательности работы в России для ведущих ученых и молодых перспективных исследователей;
- использование научного, образовательного и инновационного потенциала университетов для сокращения срока внедрения инноваций в экономику страны и субъектов Российской Федерации;
- повышение научно-технологического потенциала российских университетов для создания новых технологий, отраслей и конкурентоспособных продуктов;
- повышение качества и востребованности образовательных, научно-технических, социальных услуг российских университетов [1, 2].
Привлечение ведущих ученых и молодых перспективных исследователей повышает научный потенциал университетов, но в то же время это приводит к новым проблемам, таким как необходимость обеспечения постоянным и временным жильем. В условиях мегаполисов это достаточно затратно.
Одно из направлений решения поставленных задач - строительство современных инновационных кампусов [3, 4], в которых кроме объектов жилья, социально-бытового, спортивного, культурного назначения будут включены лаборатории, технопарки, бизнес-инкубаторы [5].
1. Актуальность исследования
Строительство кампусов с участием государства регламентируется Постановлением от 28 июля 2021 года №1268 о реализации проекта по созданию инновационной образовательной среды (кампусов) с применением механизмов государственно-частного партнерства и концессионных соглашений в рамках федерального проекта "Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров" национального проекта "Наука и университеты" [6]. В соответствии с этим были сформулированы правила предоставления господдержки на строительство университетских кампусов на территориях муниципальных образований.
Актуальность данного направления показывает то, что данный вопрос обсуждался на сессии Восточного экономического форума «Сеть университетских кампусов - интеллектуальный пояс России». В своем выступлении министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, отметил: «Новые идеи и новые проекты всегда требуют либо перестройки существующего, либо строительства нового. Если в двадцатом веке университет был местом, где студент был гостем, то сегодня провозглашается другой принцип: «Университет 24 на 7 - это место для студента. Значит и построить его надо таким образом, чтобы он себя там чувствовал комфортно» [7].
Говоря о современном кампусе, особое внимание следует уделить проживанию аспирантов, привлеченных преподавателей, научных работников. Причем качество предоставляемого жилья должно не только обеспечивать все необходимые потребности, но и быть комфортным. Организовывается такое проживание в виде коливинга когда у каждого резидента есть свое личное пространство и общественные зоны. Например, зона приема и приготовления пищи, зона отдыха и досуга [8].
Целью данной статьи является разработка типологии и планировок зон коливинга - жилых ячеек.
2. Анализ зарубежного опыта
В мире не существует единых правил организации проживания в кампусах. Предоставляемые условия могут сильно различаться. Например, в общежитии Kilachand Hall Бостонского университета в комнате 4-5 студентов, а удобства и кухня – на этаже. В общежитии Studentendorf Adlershof Университета Гумбольдта в Германии комната рассчитана на одного или двух студентов, в ней есть удобства, а кухня - на этаже. Общежитие Wolfson House Королевского колледжа Великобритании при таком же размещении также предоставляет в комнате кухню [9]. По сравнению с Россией, в большинстве стран стоимость проживания в общежитиях значительно выше, однако близость от учебных корпусов и возможность нахождения в среде людей сходных жизненных целей делает проживание в кампусе предпочтительным.
Следует отметить, что чем выше образовательная ступень (например магистратура, докторантура), тем больше внимания будет уделяться потребностям и запросам обучающегося при обеспечении его жильем.
Проживание профессорско-преподавательского состава, как правило. дистанцировано от места проживания студентов, но также расположено на территории кампуса. В разных странах это могут быть как гостевые дома с отдельными квартирами, так и гостиницы с номерами. Жилье предоставляется на время действия заключенного с университетом контракта.
3. Формировании типологии жилых ячеек коливинга
Для формирования типологии жилых ячеек необходимо определить основные потребности проживающих (Рисунок 1). В первую очередь были выделены группы проживающих - это студенты или аспиранты, преподаватели и научные сотрудники.
Далее были определены потребности проживающих, затем - определены помещения, в которых возможна реализация данных потребностей. Исходя из этого были получены 5 типов жилых ячеек с различным набором функций. При этом в зависимости от статуса человека и его семейного положения изменяется размер жилого блока. Так, например, для студента достаточно иметь минимальную площадь, место для сна и для учебы, а для семьи с детьми необходима большая зона кухни, при этом для места для работы и для сна выделяются отдельные зоны, которые позволяют не отвлекаться от работы при детях.
Рис. 1. Анализ потребностей проживающих
В соответствии с проведенным анализом предлагается 5 вариантов планировок в зависимости от потребностей проживающих (Табл.1).
В первом случае жилая ячейка расположена в блочном типе проживания. В блоке размещается две ячейки, для них предусмотрен общий санитарный узел и душевая кабина. Площадь жилой ячейки – 9 м2, в ней находится минимальный набор удобств: спальное место для одного человека, рабочее место и места для хранения [10].
Второй тип ячейки – «S» (small) занимает 16,5 м2. В этом случае санитарный узел и душ находятся в жилой ячейке.
Третий тип ячейки – «M» (medium) представляет собой небольшую ячейку, в которой возможно проживание семейно пары. Ее площадь – 26 м2. Дополнительными удобствами данного типа является небольшая кухня-ниша.
Четвертый тип ячейки – «L» (large), подразумевает жилую ячейку более крупного размера. В этом случае площадь составляет 33 м2, что сравнимо со стандартной площадью современной студии. Кухня в этом случае предполагает более крупный формат, кроме того, добавляется зона отдыха для проживающих и их гостей.
Пятый тип ячейки – «XL» (extra large) занимает 51 м2, что сравнимо с большой однокомнатной квартирой. Спальня становится отдельным изолированным пространством, душевая кабина сменяется на ванну. Кабинет выделяется как отдельная функциональная зона. Пространство для отдыха увеличивается.
Кроме жилой зоны предусматриваются общественные пространства, предназначенные для совместного время препровождения [11], однако эта тема не рассматривается в рамках данной статьи.
Таблица 1. Типология жилых ячеек
Выводы
В данной работе были рассмотрены вопросы, связанные с повышением привлекательности университетов для ведущих ученых и молодых исследователей. Поскольку одна из проблем, возникающих при привлечении – обеспечение жильем, предлагается строительство коливингов – пространств с местами для проживания с общественными, деловыми и рекреационными зонами.
В работе были проанализированы потребности привлекаемых специалистов и в соответствии с этим разработаны пять типологий жилых пространств, предназначенных как для студентов, так и для привлеченных сотрудников. В зависимости от состава проживающих может быть выбрана жилая ячейка в диапазоне от «эконом»-варианта (XS) с блочным проживанием до полноценной квартиры с изолированной спальней, кухней, ванной.
Данная типология позволяет подобрать модуль, наиболее адекватно соответствующий потребностям конкретного резидента, что в совокупности с другими условиями повысит привлекательность конкретного университета.
1. Программа «Приоритет-2030», URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/priority2030/ (дата обращения: 10.01.2022)
2. Герцик Ю.Г., Московкин В.М. Повышение конкурентоспособности российских вузов и роль государственных программ в развитии высшего образования // Экономика науки. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-konkurentosposobnosti-rossiyskih-vuzov-i-rol-gosudarstvennyh-programm-v-razvitii-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 30.01.2022).
3. Восемь кампусов, где захочется жить, даже если вы не студент URL: https://strelkamag.com/ru/article/8-kampusov-gde-khochetsya-zhit (дата обращения: 15.01.2022)
4. В России построят 30 кампусов мирового уровня. Какими они будут? URL: https://skillbox.ru/media/education/v-rossii-postroyat-30-kampusov-mirovogo-urovnya/ (дата обращения: 10.01.2022)
5. Грибов П.Г. Развитие научно-технического потенциала университетов как фактор обеспечения национальной экономической безопасности // Вестник евразийской науки. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-nauchno-tehnicheskogo-potentsiala-universitetov-kak-faktor-obespecheniya-natsionalnoy-ekonomicheskoy-bezopasnosti (дата обращения: 30.01.2022).
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2021 г. № 1268 URL: http://static.government.ru/media/files/wdCfDsqYAHFBS7kPbdBcVnBYxMAvwXwz.pdf (дата обращения: 20.01.2022)
7. Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики. Кампус сегодня - это глобальный элемент международной конкурентоспособности. 3 сентября 2021 г. URL: https://www.hse.ru/news/expertise/501890834.html
8. Балакина А.Е., Павлюк А.С. Коливинг - трансформации инфраструктуры // Проект Байкал. Инфраструктура. 2021. №. 70. С. 156-161.
9. Студенческие общежития в зарубежных университетах, https://www.unipage.net/ru/housing (дата обращения: 5.01.2022)
10. Свод правил СП 379.1325800.2020. Общежития. Правила проектирования.
11. Широкова О.Л., Павлюк А.С. Планировочные решения помещений для удаленной работы // Строительство и архитектура. 2021. №. 4. С. 86-90. DOI: https://doi.org/10.29039/2308-0191-2021-9-4-86-90 (дата обращения: 19.01.2022).