Тюмень, Тюменская область, Россия
Тюмень, Тюменская область, Россия
ГРНТИ 67.01 Общие вопросы строительства
ББК 308 Монтаж, эксплуатация, ремонт машин и промышленного оборудования
Подземные пространства осваиваются человечеством с древних времен. Они позволяют снизить плотность наземной застройки, организовать удобное транспортное сообщение, обеспечить безопасность населения, расширить городское пространство. В статье исследован опыт подземного строительства в зарубежной практике на примере столицы Финляндии – Хельсинки. Проанализирована роль подземного генерального плана в освоении подземной городской территории. Рассмотрены примеры его реализации.
подземный город, подземное строительство, план развития территорий, реновация, подземный генеральный план, туннель
Вопрос освоения подземного пространства в городах актуален в настоящее время. Его эффективное использование влияет на гармоничное развитие мегаполисов, организацию удобной транспортной доступности, снижения плотности застройки и возможности расширения городов как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. В последние годы опыт городов в этой сфере все больше привлекает внимание исследователей [1], [2], [3], [4], [5].
Примеры освоения подземных пространств известны еще с древнейших времен. В результате археологических изысканий открыты целые города, построенные под землей, совмещающие в себе разнообразные функции (подземные города включали в себя жилые, общественные и складские помещения, также в некоторых из них были открыты подземные некрополи). В Турции их насчитывается около 200, самые известные из них это Деринкую и Каймалы (V в н.э.). На севере Франции из 70 открытых на сегодняшний день городов самым большим считается Наур (конец VIII – начало IX вв н.э.). Подземные города служили убежищами для жителей наземных поселений и защищали их от набегов кочевников.
Со временем, подземное строительство продолжает развиваться и дополняться. Многие современные города используют подземное пространство не только под организацию метрополитена, но и под объекты с разнообразным функциональным назначением. Таким примером является Хельсинки – единственный город, имеющий генеральный план развития подземных территорий.
Целью данной статьи является выявление аспектов благодаря которым подземное строительство стало возможным и получило масштабное развитие в столице Финляндии.
Большую роль сыграло расположение города в скалистой местности. Исторический центр Хельсинки находится на полуострове с сильно изрезанной береговой линией. Средняя глубина почв над скальным основанием составляет семь метров. Твердые скалистые породы залегают неглубоко, что делает подземное строительство возможным в городе [6].
Другой причиной освоения подземного пространства, с одной стороны, стало стремление к сохранению исторической идентичности города, а с другой стороны, желание использовать территорию не только под утилитарные нужды, но и для создания пешеходных рекреационных пространств.
Для этого был необходим комплексный план развития подземных территорий, к чему и приступил Департамент по градостроительству. С 1980 по 2004 годы Департамент разрабатывал и систематизировал план всех подземных участков. В ходе работы над подземным генеральным планом Хельсинки были утверждены принципы организации подземного строительства:
- масштаб генерального плана 1:20 000;
- план распределения подземных пространств разрабатывается совместно с генеральным планом города, что упростило обмен информацией между документами;
- подземный генеральный план регламентирует расположение
- разнообразных функциональных зон: транспортной инфраструктуры, аварийных убежищ, спортивных сооружений, технических сооружений и других зон;
- основной целью подземного генерального плана возможность двойного использование подземных пространств в чрезвычайной ситуации и в мирное время;
- планируемые к строительству объекты на территории Хельсинки должны создаваться с точки зрения их возможного размещения под землей с учетом экономической, социальной и экологической эффективности.
Результатом работы стало разработка документа с единым планом всех подземных пространств города [11].
В конце 2010 года Хельсинки стал первым в мире городом, где данный документ был принят (Рис. 1).
Подземный генеральный план не только регламентирует направление текущего строительства, но и резервирует подземные участки для организации общественных и технических объектов на долгосрочную перспективу [7].
Важным положением данного документа является принятый на законодательном уровне закон о необходимости собственникам объектов площадью более 1200 м2 обустраивать подземные бункеры для коллективной защиты населения [8]. Поэтому, объекты, строящиеся под землей, имеют различное функциональное назначение, и при необходимости, могут быть легко переоборудованы под оборонительное сооружение.
Рис. 1. Подземная застройка Хельсинки. Фрагмент генплана
Светло-голубой - зарезервированные маршруты для строительства новых туннелей; синий – зарезервированные участки для перспективного подземного строительства; серый – существующие подземные туннели и объекта строительства; бежевый – зарезервированные участки без определенного функционального назначения.
Благодаря проделанной работе властей Хельсинки, в «подземном городе» строятся не только объекты утилитарного назначения, такие как тоннели, объекты транспортной инфраструктуры, но и уникальные общественные сооружения. Современные градостроители стремятся к комплексному подходу в освоении подземного пространства и предлагают рассматривать его как полноценную городскую среду, имеющую разнообразное функциональное назначение и комфортные пешеходные связи между собой, возможные как по надземной части города, так и в подземной.
Таких объектов в столице Финляндии большое количество (около 400) ниже рассмотрены некоторые из них.
Один из примеров – подземное музейное пространство Amos Rex, расположенное под бывшей парковкой городских автобусов, открытое 30 августа 2018 года.
Ранее, музей медиамагната Амоса Андерсона был открыт в 1965 году и располагался в пятиэтажном здании, не приспособленном под организацию выставок. Было принято решение о переносе музея в новую локацию. Таким местом стало здание Ласипалатси («Стеклянный замок») – объект построенный в 1936 году, в модернистском стиле. Для того что бы не изменять существующий городской ландшафт проектом было предусмотрено разместить более двух тысяч квадратных метров выставочного пространства прямо под площадью, где расположен «Стеклянный замок» [9].
Архитектурный ансамбль состоит из здания Ласипалатси («Стеклянный замок»), кинотеатра BioRex и, непосредственно, самого музея, органично соединившего разные поколения застройки. Вход в музей осуществляется с одного из главных проспектов Хельсинки – Маннергейминти (Рис. 2).
Рис.2. Amos Rex. Общая схема музея
Крыша музея представляет собой группу нестандартных куполов, соединенных в одну сложную поверхность, поднимающуюся и опускающуюся вокруг круглых окон (Рис. 3 а, б).
Рис. 3.а. Рекреационное пространство площади, б. сложная поверхность куполов
Такое решение позволило получить музейный комплекс, состоящий из кинотеатра, выставочного пространства и городской площади – места для большого количества культурных мероприятий.
Планировочная структура музея представляет собой единое экспозиционное пространство, где размещаются временные выставки, освещенное окнами – куполами. Под постоянную экспозицию определен один небольшой зал (Рис. 4 а, б).
Рис. 4 а, б. Экспозиционное пространство музея
Другим примером уникального объекта является библиотека Университета Хельсинки Kaisa Talo, построенная в 2012 году. На сегодняшний день это самая крупная университетская библиотека в Финляндии [10].
Здание органично вписано в окружающую застройку и как на фасаде, так и в кровле, расположены огромные окна, сквозь которые освещается интерьерное пространство объекта (Рис. 5 а, б). Библиотека имеет семь надземных этажей и три подземных (Рис. 6). В надземных этажах находятся разнообразные общественные пространства, такие как читальные залы, комнаты отдыха, помещения для индивидуальной и групповой работы. В подземных этажах расположены фонды книгохранилища, технические помещения и группы помещений, осуществляющие комфортное сообщение с метро.
Рис. 5 а, б. Библиотека Университета Хельсинки Kaisa Talo (а. экстерьер, б. интерьер)
Рис. 6. Библиотека Университета Хельсинки Kaisa Talo. Разрез
Масштабным примером, отражающим возможности освоения подземных пространств для комфортной транспортной логистики горожан и гостей города, является торговый центр Kampi, построенный в 2006 году на месте старого автовокзала. Данный объект уникален тем, что в нем сохранена старая функция автовокзала с развитым многоуровневым транспортным узлом в подземной части и дополнена новой торгово-развлекательной функцией, размещенной на шести этажах (Рис. 7 а,б).
Рис. 7 а, б. Торговый центр Kampi (а - экстерьер, б - интерьер)
На уровне земли расположен терминал городских автобусов, имеющий 17 платформ. На минус-первом этаже (около 6 метров под землей) находится терминал междугородних автобусов, имеющий 32 платформы и несколько уровней подземного паркинга для посетителей. На глубине 30 метров от поверхности расположена станция метрополитена [11].
Таким образом, рациональное использование подземного пространства позволяет решать большое количество урбанистических задач. Таких как, разведение транспортных и пешеходных потоков, что обеспечивает безопасность передвижения. Позволяет не отдавать огромные прилегающие территория рядом с многофункциональными центрами для организации парковок. Помимо этого, данный подход к планомерному освоению подземных пространств сохраняет дух места исторически сложившегося города, при этом позволяя ему развиваться и отвечать современным запросам горожан [12].
Можно сделать вывод, что для освоения подземного пространства городов необходимо выполнение следующих ключевых аспектов:
- благоприятные климатические и инженерно-геологические условия;
- заинтересованность властей в возможности развития города в трехмерном пространстве, их понимание в необходимости реализации долгосрочной программы по освоению подземных пространств с отложенным долгосрочным эффектом от таких решений;
- закрепление правил подземного строительства на законодательном уровне;
- наличие инвесторов, готовых вкладывать в дорогостоящее подземное строительство.
Важно отметить, что выполнение данных аспектов не приводит к автоматическому освоению подземных пространств. Но они являются «прочным фундаментом» для грамотного движения в этом направлении.
Опыт Хельсинки показывает, что в данном городе все аспекты совпали. Такой подход к освоению подземных территорий позволяет более эффективно использовать городское пространство, оставляя исторический центр города свободным от плотной новой застройки, сохраняя открытые пространства и делая город комфортным для проживания.
1. Довольнов, И. С. История и перспективы развития подземного строительства в России // Индустриальная Россия: вчера, сегодня, завтра: Сб. ст. - Уфа: НИЦ «Вестник науки», 2019. - С. 35-39.
2. Конюхов, Д. С. Об истории подземного строительства в Москве // Сборник научных трудов, посвященный 70-летию факультета гидротехнического и специального строительства МГСУ. - Москва: МГСУ, 2001. - С. 126-132.
3. Кюрджиева, В. С., Черникова, С. Ю. Лондонское метро. История создания // Журнал «Студенческий». - 2020. - № 13-1 (99). - С. 45-47.
4. Улицкий, В. М. Подземные сооружения городов: фантазии и реальность // Вестник. Зодчий. XXI век. - 2014. - № 4 (53). - С. 28-31.
5. Шашкин, А. Г., Шашкин, К. Г. Подземное строительство в Санкт-Петербурге: обзор технических решений // Жилищное строительство. - 2016. - № 9. - С. 15-22.
6. Финляндия. Мастер-план развития подземного города Хельсинки / Подземный эксперт [Электронный ресурс]. - URL: https://undergroundexpert.info/opyt-podzemnogo-stroitelstva/realizovannye-proekty/finlyandiya-master-plan-khelsinki/ (дата обращения: 07.02.2022).
7. Демидова Е.В. Опыт подземного строительства в городе Хельсинки / Академический вестник УралНИИпроект РААСН - Екатеринбург 2015. №1.
8. Аверина К.Н. Особенности земельных отношений в Скандинавских странах / Юридическое исследование. - 2014. - № 2 [Электронный ресурс]. - URL: https://e-notabene.ru/lr/article_10963.html (дата обращения: 07.02.2022).
9. Чем заняться в Хельсинки на каникулах: 7 новых достопримечательностей / The Village [Электронный ресурс]. - URL: https://www.the-village.ru/village/city/city-guide/335547-kak-pohoroshel-helsinki (дата обращения: 07.02.2022).
10. Новейшая архитектура Хельсинки / E-finland [Электронный ресурс]. - URL: https://e-finland.ru/travel/general/noveyishaya-arhitektura-helsinki.html (дата обращения: 07.02.2022).
11. Камппи (комплекс) / Википедия [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.wikipedia.org (дата обращения: 07.02.2022).
12. IlkkaVähäaho, Urban Underground Space / Urban Environment Publications 2018:11, City of Helsinki, Urban Environment Division, Soil and Bedrock Unit GEO.