Новочеркасск, Ростовская область, Россия
В статье приведены сведения о проведенных ранее исследованиях общеобразовательных организаций. На основе этого опыта в статье рассмотрены положительные воздействия архитектурных принципов проектирования дошкольных образовательных учреждений на развитие сельских поселений. Внедрение новых проектов на улучшение качества среды жизни подрастающего поколения. Одним из самых важных качеств архитектуры для детей является ее адаптивность и возможность трансформации пространства в течение жизненного цикла здания детского учреждения. Описываются принципы устойчивой архитектуры в цифровых проектах дошкольных образовательных учреждений, заложенных в основу объемно-планировочных решений, которые объединяют аспекты энергосбережения, экологической безопасности, организации комфортной среды жизнедеятельности и дают гарантии качественной реализации потребностей будущих поколений. Приведены как в градостроительной деятельности реализованы семь составляющих производственной активности: территориальное планирование; градостроительное зонирование; планировку территорий; архитектурно-строительное проектирование; строительство; капремонт; реконструкцию объектов капитального строительства. Эти элементы производственной активности предложено описание условий для улучшения качества среды жизни в дошкольном образовательном учреждении. Они включают такие параметры, как здоровье детей, социальные качества и совершенствование дошкольного учреждения для учеников младших классов.
градостроительная деятельность, качество среды жизни, развитие дошкольного образования, модульное строительство, обследование несущих конструкций
На основании распоряжения Правительства РФ и Указа Президента РФ необходимо улучшать качество среды жизни в дошкольных образовательных учреждениях и технологию их оборудования.
В ЮРГПУ (НПИ) им. М.И. Платова большой опыт обследования образовательных учреждений [1 - 4]. На основе этого опыта разработана методика [5 - 8], которая используется нами при проведении обследования здания «Дошкольной образовательной организации на 160 мест», которое расположено в Ростовской области, Каменского района, х. Старая Станица (рис. 1).
Рис. 1. Фасад в осях 1/1-10/1
В Ростовской области наибольшее внимание уделяется развитию сельского и районного поселения. Особое внимание уделяется развитию спортивно-оздоровительным комплексам, культурно-просветительскому и историческому развитию территории.
Согласно требованиям распоряжения Правительства РФ к структуре образовательной программы дошкольного образования, именно развитие дошкольных учреждений является основой для образовательного процесса, которая ведет к:
- снижению учебной нагрузки и сохранению качества образования;
- выполнению норм длительности учебной деятельности;
- позволяет разнообразить учебный процесс.
На основании проведенного капитального ремонта здание является центром не только дошкольного образования, но и повышает качество среды жизни населения.
На территории дошкольной образовательной организации предполагается размещение физкультурно-спортивных площадок, культурно-просветительских и исторических центров (рис. 2).
Рис. 2. Физкультурно-спортивная площадка
В современных проектах закладывается возможность трансформации пространства и принципы модульного строительства, в тоже время предусматриваются: классы, мастерские, универсальные залы и зоны для индивидуальных занятий с ориентированием на рациональное использование пространства и на минимизацию или исключение неиспользуемых коридоров, проходов, вестибюлей, а также преобразование этих элементов в полезные помещения.
Гибкость планировочных решений при оформлении внутреннего пространства учреждений, по мнению ученых, положительно сказывается на творческих способностях детей и способствует их интеллектуальному и эмоциональному развитию. Следовательно, одним из самых важных качеств архитектуры для детей сегодня является ее адаптивность и возможность трансформации пространства в течение жизненного цикла здания детского учреждения.
Анализируя передовой опыт проектирования зарубежных объектов дошкольных образовательных учреждений, прежде всего следует отметить используемую в них концепцию открытого пространства, заключающуюся в доступности детей к помещениям всего детского сада, что необходимо для разделения на возрастные группы и не требует обязательного присутствия детей в закрепленных за ними помещениями. Данное решение дает возможность «безграничной свободы» пространства, в котором находятся воспитанники.
Значительный инновационный потенциал в последнее время занимает модульное строительство детских образовательных учреждений. Модульные технологии позволяют в детских учреждениях создавать из нескольких блок-секций, каждая из которых имеет свое назначение: жилая, учебная, хозяйственная и общего пользования. Это позволяет существенно снижать стоимость и сроки строительных работ, устраняет однообразие и безликость зданий, а также сохранять при этом за счет промышленной оптимизации высокое качество, надежность и мобильность возводимых объектов.
Новым типом детских образовательных учреждений являются возведения временных зданий на основе контейнеров, согласно кратковременному строительству, данные здания необходимы в случае возникновения каких-либо чрезвычайных ситуаций, требующих быстрого реагирования (при стихийных бедствиях, а также при демографических и социальных всплесках).
Принципы устойчивой архитектуры в современных проектах дошкольных образовательных учреждений заложен в основу объемно-планировочных решений, объединяющие аспекты энергосбережения, экологической безопасности, организации комфортной среды жизнедеятельности и дающие гарантии качественной реализации потребностей будущих поколений.
Устойчивая архитектура предполагает использование при строительстве экологически чистых строительных материалов, конструкций и оборудования; применение для отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха в здании альтернативных природных экологически чистых источников энергии – тепла солнца, энергии ветра, а также продуктов переработки биологических отходов, включая: тепло земли, энергию движущейся воды; ведение безотходного хозяйства по принципам энергобиологического комплекса с вторичным использованием воды для повторного применения в области санитарии и увлажнения.
Помимо всего вышеназванного, принципы устойчивой архитектуры для детских учреждений следует использовать различные «зеленые» элементы (парки, сады и др.) и позволит получить знание с экологическими процессами, такими как переработка и утилизация отходов и т.д. [9 - 12].
Так как градостроительная деятельность состоит из семи составляющих производственной активности: территориальное планирование; градостроительное зонирование, которое включает в себя установление градостроительных регламентов и зонирование территорий муниципальных образований; планировку территорий; архитектурно-строительное проектирование; строительство; капремонт; реконструкцию объектов капитального строительства, что на основе вышеизложенного нами предлагает условия для улучшения качества среды жизни в дошкольном образовательном учреждении и включает: здоровье детей, социальные качества, совершенствование дошкольного учреждения дает улучшить условия учебной деятельности с учениками младших классов [10].
1. Обследование здания школы № 11 г. Новочеркасска / Евтушенко С.И., Скибин Г.М., Моргунов В.Н., Анищенко Е.Ю. // В сб.: Информационные технологии в обследовании эксплуатируемых зданий и сооружений. материалы III Международной научно-практической конференции. Южно-Российский государственный технический университет (НПИ). 2003. С. 58-61.
2. Обследование здания школы № 7 г. Новочеркасска / Евтушенко С.И., Скибин Г.М., Моргунов В.Н., Анищенко Е.Ю. // В сб.: Информационные технологии в обследовании эксплуатируемых зданий и сооружений. материалы III Международной научно-практической конференции. Южно-Российский государственный технический университет (НПИ). 2003. С. 65-67.
3. Обследование здания школы № 17 г. Новочеркасска / Евтушенко С.И., Скибин Г.М., Моргунов В.Н., Анищенко Е.Ю. // В сб.: Информационные технологии в обследовании эксплуатируемых зданий и сооружений. материалы III Международной научно-практической конференции. Южно-Российский государственный технический университет (НПИ). 2003. С. 61-64.
4. Анализ проведенных обследований строительных конструкций зданий школ в г. Новочеркасске / Моргунов В.Н., Скибин Г.М., Евтушенко С.И. // В сб.: Информационные технологии в обследовании эксплуатируемых зданий и сооружений. материалы III Международной научно-практической конференции. Южно-Российский государственный технический университет (НПИ). 2003. С. 34-37
5. New system of monitoring of a condition of cracks of small reinforced concrete bridge constructions / Krakhmal'Ny T.A., Evtushenko S.I., Krakhmal'Naya M.P. // В сборнике: 2nd International Conference on Industrial Engineering (ICIE-2016). Сер. "Procedia Engineering" 2016. С. 2369-2374. DOI:https://doi.org/10.1016/j.proeng.2016.07.322
6. Новые системы наблюдения и контроля дефектов и повреждений строительных конструкций / Евтушенко С.И., Крахмальный Т.А., Фирсов В.В., Лепихова В.А., Кучумов М.А. // Строительство и архитектура. 2020. Т. 8. № 1. С. 11-18. DOIhttps://doi.org/10.29039/2308-0191-2020-8-1-11-18
7. Дефекты и повреждения строительных конструкций мостов на мелиоративных каналах Ростовской области / Волосухин В.А., Крахмальный Т.А., Евтушенко С.И., Крахмальная М.П. монография / Новочеркасск, 2013
8. Испытания материалов и конструкций / Логвинов В.Б., Евтушенко С.И., Игнатьев В.М., Петров И.А., Тищенко А.И. // Учеб. пособие.- Новочеркасск, 2007
9. Кудрявцева С.П. Возможности реализации принципов энергосбережения в условиях Астраханского региона с учетом опыта стран Евросоюза / Кудрявцева С.П., Долотказина Н.С. // Перспективы развития строительного комплекса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://xn--80aai1dk.xn--p1ai/journal/prsk/tom-1-2014-g/formirovanie-i-razvitie-regionalnoj-biosfernosovmestimoj-arkhitekturno-gradostroitelnoj-sredy/
10. Алиева, Э.Ф., Радионова О.Р. Проектирование пространства и архитектуры современных дошкольных образовательных учреждений Германии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zaoisc.ru/metod/publikacii/Alieva
11. Тетиор А.Н. Экологическая инфраструктура/ А.Н. Тетиор - М.: Колос, 2005. - 272 с.
12. Баландин Р.К. Природа и цивилизация / Р.К. Баландин, Л.Г. Бондарев - М.: Мысль, 1998. - 391 с.