с 01.01.2021 по 01.01.2024
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
г. Москва и Московская область, Россия
ВАК 2.1.1 Строительные конструкции, здания и сооружения (Технические науки)
ВАК 2.1.2 Основания и фундаменты, подземные сооружения (Технические науки)
ВАК 2.1.3 Теплоснабжение, вентиляция, кондиционирование воздуха, газоснабжение и освещение (Технические науки)
ВАК 2.1.5 Строительные материалы и изделия (Технические науки)
ВАК 2.1.6 Гидротехническое строительство, гидравлика и инженерная гидрология (Технические науки)
ВАК 2.1.7 Технология и организация строительства (Технические науки)
ВАК 2.1.8 Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей (Технические науки)
ВАК 2.1.9 Строительная механика (Технические науки)
ВАК 2.1.10 Экологическая безопасность строительства и городского хозяйства (Технические науки)
ВАК 2.1.11 Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия (Технические науки)
ВАК 2.1.12 Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности (Технические науки)
ВАК 2.1.13 Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов (Технические науки)
ВАК 2.1.14 Управление жизненным циклом объектов строительства (Технические науки)
ВАК 2.1.15 Безопасность объектов строительства (Технические науки)
УДК 69.058.6 Измерение противодавлений
ГРНТИ 67.00 СТРОИТЕЛЬСТВО. АРХИТЕКТУРА
ГРНТИ 67.01 Общие вопросы строительства
ОКСО 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
ББК 38 Строительство
ББК 308 Монтаж, эксплуатация, ремонт машин и промышленного оборудования
ТБК 541 Теоретические и практические основы строительства
BISAC LAW019000 Construction
В связи с тем, что в настоящее время нет регламентированных стадий жизненного цикла строительного проекта, в статье предлагается модель из 3 стадий: предпроектной, проектной и стадии выполнения строительно-монтажных работ. Каждая из стадий рассмотрена поэтапно, выявлены причины, которые могут влиять на сроки выполнения работ. Отмечается важность связей между стадиями жизненного цикла проекта: сокращение временного разрыва между этапами и параллельная работа над разными этапами влияют на сроки выполнения и стоимость проекта. Планирование и управление проектом позволяет оптимизировать работу.
жизненный цикл строительного проекта, инвестиционно-строительный проект, риск-менеджмент
Введение
В конце XX века строительная отрасль претерпела многочисленное число изменений, что привело к смене подхода к привычной в то время организации строительства, потере преемственности в различных направлениях реализации инвестиционно-строительных объектов, а также к понижению качества документированной информации, которая бы отражала корректное состояние об строящемся объекте соответствующей отрасли. Причиной тому стали продолжающиеся смены собственников строительных объектов, не прекращающееся и по сей день, увеличивающееся количество вторичной застройки в области (сфере) жилищного строительства, постоянные изменения в законодательной сфере, наличие объектов незавершенного строительства, и т.п.
Поскольку с приходом рыночной экономики в повседневную жизнь страны, и в частности – в отрасль строительства, все меньшее число собственников имело возможность достоверно оценивать сроки реализации, расходование ресурсов и организацию планирования функционального состояния строящихся объектов, то в краткосрочной перспективе, равно как и в долгосрочной, это приводило к снижению общего уровня эксплуатации строящихся зданий и сооружений, а также общего количества трудозатрат (как в количественно-качественном, так и в денежном выражении), требуемых для реализации строительного проекта. [1, 2] Грамотное управление сроками реализации проекта на всех этапах жизненного цикла строительных проектов — залог успешной реализации и ввода строительного проекта в эксплуатацию.
Цель исследования
Целью исследования является проведение анализа существующих этапов жизненного цикла строительного проекта для дальнейшего проведения декомпозиции работ с целью выявления "узких мест" последовательного выполнения предпроектных, проектных и строительно-монтажных работ и последующей оптимизации выполнения среднестатистического графика производства работ и реализации инвестиционно-строительного проекта в целом.
Материалы и методы
В настоящее время нет четко выделенных и регламентированных этапов реализации жизненного цикла строительного проекта [3, 4, 5]. Ниже в Таблице 1 рассмотрим наиболее общепринятые этапы (применяемые на практике) для оценки и прогнозирования жизненного цикла проекта.
Таблица 1
Общепринятая схема жизненного цикла проекта
Стадии жизненного цикла |
Задача (суть) стадии |
Разрабатываемая документация |
Объект анализа |
Ключевые факторы, влияющие на принятие решений |
Функциональные единицы, привносящие данные для управления этапом |
Предпроектная стадия |
Определение цели, концепции проекта |
Технические задания на выдачу Технических условий и Проектирования |
Выставление задач на последующих этапах |
Ответственность субъектов этапов |
Команда проекта (заказчика) |
Проектная стадия |
Сроки, укрупненный бюджет проекта |
Бизнес-План, Технология, Проектная и Рабочая документации |
Лимиты по требуемым ресурсам |
Прогнозирование рисков |
Персонал (штатные единицы функциональных подразделений) |
Стадия выполнения строительно-монтажных работ |
Мониторинг исполнения |
Корректировки в проектной документации / рабочей документации |
Качество исполняемых работ |
Мониторинг соответствия фактически выполняемых работ заявленному плану |
Отчеты, Заключения |
Также после выполнения строительно-монтажных работ, существует стадия по монтажу и пуско-наладочным работам по имеющемуся оборудованию на объекте строительного проекта, но данная стадия не рассматривалась в рамках написания данной статьи ввиду акцентирования на трех основных стадиях строительства, требующих координации значительного числа взаимосвязанных лиц (участников инвестиционно-строительного проекта), и необходимостью детализации входящих в указанные стадии этапов выполнения работ.
Предпроектная стадия характеризуется наибольшей неопределенностью. Однако, он является ключевым для формирования ключевых факторов успеха на предприятиях строительной сферы. В соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации по стоимостному инжинирингу ГОСТ Р 58535-2019 от 01.01.20201, существует общепринятая классификация по оценке стоимости проектов 4‑ех классов точности [6, 7]:
- 1‑го класса точности: отклонения могут достигать ±10% при степени проработанности проекта в размере 50%-100%;
- 2‑го класса точности: отклонения могут достигать ±15% при степени проработанности проекта в размере 30%-70%;
- 3‑го класса точности: отклонения могут достигать ±20% при степени проработанности проекта в размере 10%-40%;
- 4‑го класса точности: отклонения могут достигать -30% – +50% при степени проработанности проекта в размере 1%-15%;
- 5‑го класса точности: отклонения могут достигать -50% – +100% при степени проработанности проекта в размере 0%-2%.
Данная оценка применяется для прогнозирования объемов (а также стоимости и цены) ресурсов, необходимых для реализации инвестиционно-строительного проекта. Целью инжиниринга является оптимизация стоимости строительных проектов на всех этапах жизненного цикла на основе эффективного применения научных принципов и методов решения задач управления стоимостью, включая: планирование, ценностный, экономический анализ, оценку, аудит, контроль, управление результативностью, изменениями и рисками строительного проекта. [8, 9] Основными причинами отмены реализации проектов на данной предпроектной стадии являются:
- некорректное планирование ресурсов;
- чрезмерно долгие (сжатые) сроки планируемой реализации проекта;
- нечеткая постановка задач в части реализации проекта;
- противодействие со стороны стейкхолдеров или исполнителей компании.
При успешной организации исполнения работ и грамотной постановке задач, на данной стадии происходит формирование первоначальной концепции проекта.
Первоначальная концепция проекта включает в себя разработку и формирование следующих процессов: [10, 11]
- Разработка правоустанавливающей документации;
- Разработка градостроительной документации;
- Планирование территориальной застройки;
- Определение прилегающих территорий;
- Геологическая экология;
- Транспортная инфраструктура;
- Обозначение социальных объектов.
После определения первоначальной концепции и анализа результатов основных (в т.ч. технико-экономических) параметров проекта, формируется предварительная концепция по проекту. Здесь определяются общие объемы выхода на проектные мощности потенциально введенного объекта в эксплуатацию, а именно [12, 13]:
- стратегия развития;
- градостроительные требования;
- изыскания;
- определение технологии;
- формирование общей концепции.
По итогу данного этапа предлагается несколько вариантов конфигурации размещения оборудования по предлагаемой технологии на заданном участке строительства.
Следующая стадия жизненного цикла проекта, Проектирование, начинается после выдачи Технического задания на проектирование, выдачи результатов инженерных изысканий, а также после формирования готовой концепции проекта. [14, 15]
Данная стадия включает в себя следующие этапы:
- Проект Планировки Территории (далее — ППТ) с учетом вариативности размещения;
- Логистика и транспортные маршруты;
- Генеральный План строительного объекта (а также BIM/ТИМ при наличии);
- Уточнение Технических условий по проекту, в т.ч.:
-
- ТУ на подъездной путь;
- картографические и топографические материалы района строительства;
- ТУ на электроснабжение;
- ТУ на подключение к линиям телефонной связи;
- требования гос. противопожарной службы;
- ТУ на подключение к газопроводу (при наличии/необходимости);
- требования по объекту гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (орган управления ГОиЧС);
- ТУ на водоснабжение и водоотведение;
- информация от Департамента Федеральной государственной Службы Занятости населения (ФГСЗ).
-
Финальным этапом стадии Проектирования является:
- Изыскания ППТ, в т.ч.:
- Генеральный План;
- Анализ водных ресурсов;
- Климатические условия;
- Археология;
- Разрешения Федеральной службы безопасности и обороны;
- Мероприятия по охранным зонам;
- Подбор технологии;
- ТЗ на уточненные Технические Условия;
- ТЗ на Проектирование для составления проекта;
- Проектная Документация;
- Рабочая Документация;
- Заключение экологической экспертизыя (в т. ч. Охрана Воздействия на Окружающую Среду).
Стадия выполнения строительно-монтажных работ является финальной стадией реализации инвестиционно-строительного проекта. Сначала выполняются работы по подготовке строительной площадки объекта. К ним относятся следующие этапы:
- Технические Условия:
- Внеплощадочные;
- Площадочные, в т.ч.:
- на площадке строительства (план сетей);
- внутри объекта строительства.
- Устройство временных здания и сооружений (строительный бытовой городок);
- Установка временных ограждений;
- Линейные объекты (дороги, сети);
- Площадки складирования;
- Площадки для монтажа башенных кранов.
Далее, после подготовки строительной площадки к началу выполнения работ, на втором этапе стадии строительно-монтажных работ, выполняются работы на подземной части строительного объекта, а также комплекс строительно-монтажных работ от переработки грунта и до проведения подземных коммуникаций и инженерных сетей. Работы производятся ниже чистого пола первого этажа. К ним относятся:
- Земляные работы;
- Проведение подземных коммуникаций;
- Инженерные сети.
На финальной стадии строительно-монтажных работ производятся работы выше нулевого цикла (надземной части здания).
- Конструктив;
- Внешний контур (фасад, остекление);
- Кровля:
- эксплуатируемая;
- не эксплуатируемая.
Завершающим этапом стадии строительно-монтажных работ являются пуско-наладочные работы по монтажу и наладке основного и вспомогательного оборудования.
Результаты исследования
В условиях современности, требуется грамотное расходование ресурсной базы предприятия на поддержание строительного объекта. Зависимость затрат от времени отражается функциональной зависимостью, растущей по экспоненте – чем дольше сроки реализации проекта, тем выше стоимость затрат на корректировку и/или исправление ошибок (или расхождений) внутри проекта.
С учетом различных этапов реализации инвестиционно-строительного проекта, данные затраты могут кратно вырасти с учетом невозможности обеспечения собственником или взаимосвязанными участниками проекта корректной оценки временных и финансовых затрат на его реализацию на стадиях предпроектного выполнения работ, проектирования и выполнения строительно-монтажных работ.
В настоящее время существует сводка знаний по управлению проектами — это набор стандартной терминологии и руководящих принципов управления проектами. Совокупность знаний развивается со временем и представлена в Руководство по управлению проектом, Стандарт PMI PMBoK — классификатор процессов, который помогает менеджерам рационально управлять проектами. В соответствии с данным стандартом, можно выделить несколько типов связей между функционирующими стадиями строительного проекта:
- последовательная связь (логический оператор AND / И);
- связь перекрывающая (логический оператор OR / ИЛИ);
- итерационная связь (промежуточная XOR / исключающее ИЛИ).
С учетом последовательной связи возможность параллельного выполнения нескольких работ отсутствует. Операции выполняются одна за другой, и позднее окончание предыдущей работы (фазы, действия) не может быть позже раннего начала последующей операции.
Наоборот, перекрывающая связь позволяет сдвигать сроки раннего начала последующей работы (операции) еще до окончания позднего окончания предыдущей фазы (действия). Это позволяет ускорять общий процесс графика производства работ на всех этапах жизненного цикла строительного проекта.
Наконец, итерационная связь позволяет начинать планирование последующей фазы действий еще до раннего окончания предыдущей задачи, на основании промежуточных результатов от ее исполнения. Такой подход будет наиболее эффективен в быстроразвивающихся и/или агрессивных средах возведения строительного объекта, или при отсутствии возможности более точного прогнозирования какого-либо определенного результата, к примеру, с учетом проведения дополнительных научных исследований на этапе проработки концепции или определения технологии функционирования объекта.
Смена этапов на различных стадиях жизненного цикла строительного проекта в настоящее время происходит последовательно, зачастую – с целочисленными простоями по времени на исполнение и согласование документов.
Совместно с неопределенностью рыночной конъюнктуры, на суммарное количество прогнозируемых затрат влияет качество исходной документации и конечных документов на этапах формирования концепции, разработки технологии и подготовки проектной документации стадий "П" и "Р", выданной в производство работ. С учетом растущего требования точности определения затрат на строительство с этапа проведения предпроектных работ (предварительных исследований) до подготовки к выполнению строительно-монтажных работ и сдачей объекта в эксплуатацию, корректировки планируемых затрат под фактически примененные на объекте (проекте) строительства, несут бо́льшие потери для Инициатора Проекта: Рис. 1.
Рис. 1. Диапазон точности определения затрат в фазах планирования и реализации строительного проекта [16]
Однако, следует учитывать, что рост затрат с увеличением степени строительной готовности объекта вносит различия в динамику заработной платы сотрудников, по сравнению с динамикой роста цен на строительные материалы. Это говорит о том, что необходимо систематизированное и комплексное решение для прогнозирования сроков и возможности совмещения некоторых этапов стадий проектирования и строительно-монтажных работ, в т.ч. — разделение этапов на более детализированные группы (будет ли требоваться повторное прохождение данного этапа с целью уточнения исходных данных по проекту, даты начала и окончания взаимозависимых функциональных единиц по проекту, и т.п.).
В предлагаемой структуре стандарта PBOK происходит оптимизация результата для наиболее точного (сжатого) сокращения разрывов между операциями выполнения работ. [17]
Выводы (заключение)
Грамотное планирование и управление жизненным циклом строительного инвестиционного проекта влечет за собой возрастающую ответственность собственника (инициатора) Проекта, в обоих — в денежном и в функциональном составляющих. Множественные факторы могут приводить к удлинению сроков и стоимости реализации инвестиционного Проекта строительства. Жизненный цикл строительного проекта представляет собой несколько взаимосвязанных этапов жизненного цикла проекта, в процессе реализации которого неизбежно возникают уточнения и корректировки. Также некоторые процессы повторяются в силу необходимости дальнейшей детализации – следовательно, некоторые процессы этапов жизненного цикла строительного проекта могут быть совмещены или включены в состав других процессов, что сократит общую продолжительность строительства объекта.
[1] Национальный стандарт Российской Федерации по Стоимостному Инжинирингу от 01.01.2020 № ГОСТ Р 58535-2019 // Официальный интернет-портал правовой информации. 2020.
1. Лапидус А.А., Теличенко В.И., О.М. Терентьев, Технология строительных процессов. Учебник. В 2-х частях. Высшая школа. 2008 г. 392 с.
2. В.О. Чулкова, Переустройство. Организационно-антропотехническая надежность строительства. Серия «Инфографические основы функциональных систем» (ИОФС) - М.: СвР-АРГУС, 2005 – 304 с.
3. Чулков В. О., Киселев А. А., Нормотворчество в коммунальном хозяйстве и строительстве. Серия «Инфографические основы функциональных систем» (ИОФС) / Под ред. В.О.Чулкова.- М.: СвР-АРГУС, 2012., 308с.
4. К. В. Судаков, В. О. Чулкова, Р. Р. Казариана, О. С. Глазача, Н. В. Дмитриева, Н. М. Комаров, Антропотехника: норма во всех живых и искусственных существ / Под руководством профессора В.В.Чулькова.- М.: SvR-ARGUS, 2013, №3, стр. 320.
5. Понес, Д.Ю., и Рейн, ЙК, 2004, "Дизайн с неопределенными качественными переменными под несовершенным знанием", Материалы института инженеров-механиков, часть В: Журнал инженерного производства, 218 (8), стр. 977-986.
6. Дорохина E.Ю., Качурин Д.А. Жизненный цикл строительного проекта: моделирование затрат // Фундаментальные исследования. – 2017. – № 8-1. – с. 159-163.
7. Возгомент Н.В., Современные вызовы при совершенствовании бизнес-процессов цифровой организации структуры предприятия в строительстве / Вестник университета № 5, 2024, стр. 86-91. DOI:https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-5-86-91.
8. Гребичи K., Гох M., Бланко E., МакМахон C. Информационный подход к зрелости для решения проблемы неопределенности в рамках коллективного проектирования. Международная конференция по дизайну - Дубровник - Хорватия, 19-22 мая 2008 года.
9. Чандрашекар, Н., и Кришнамурти, С. Байесовская оценка инженерных моделей. Прок. ASME DETC'02, Монреаль, Канада: DETC2002/DAC-34141.
10. Эарл C., Джонсон Дж. и Эккерт C 2005 "Сложность", Глава 7 в Совершенствовании Дизайна - обзор текущей практики, Спрингер
11. Оберкампф, В., Деланд, С., Резерфорд, Б., Дигерт, К., и Элвин, К. Ошибка и неопределенность в моделировании и моделировании. Надежность Инженерия и системная безопасность, 2002; 75: 333-357.
12. Понс, Д. Дж. и Рейн, Дж. К., 2004, "Дизайн с неопределенными качественными переменными при несовершенных знаниях", Материалы института инженеров-механиков, Часть B: Журнал машиностроения, 218 (8), стр. 977-986.
13. Циммерман Х-Дж, 2000, "Взгляд на неопределенность моделирования, ориентированный на применение", 122, стр. 190-198.
14. Гастингс Д., и Макманус Х., "Основа для понимания неопределенности и ее смягчения и эксплуатации в сложных системах", симпозиум МТИ по инженерным системам, март 2004 года, стр. 1-20.
15. Еверхейм, У., Роггатс, A., Циммерман, Х.-Дж., и Дерикс, T. Управление информацией для одновременных инженерно-технических работ. Европейский журнал оперативных исследований 100 (1997): 253-265.
16. Уинн Д., Кларксон П.Дж; Эккерт C. Амодель, Подход к совершенствованию практики планирования в области совместного аэрокосмического проектирования ASME, Международные технические конференции по проектированию и компьютерная конференция по информатике. 24-28 сентября 2005 года, США.
17. Ульман Д.Г. Принятие обоснованных решений в области инженерного проектирования. Журнал инженерного проектирования, 12 (1); №3-13, 2006.