Abstract and keywords
Abstract (English):
The article deals with the survey of a preschool educational organization for 220 places. Determination of physical wear and tear and recommendations for extending the life cycle of buildings of preschool educational organizations. Based on statistical data, it is established that 50% of buildings have a satisfactory technical condition, and the remaining 50% have an unsatisfactory technical condition. In order to extend the life cycle of preschool education buildings that have a satisfactory condition, it is advisable to carry out major repairs, and for buildings with unsatisfactory technical condition, it is advisable to carry out reconstruction. According to the results of the survey of the preschool educational building, the main defects and damages of building structures are given, as well as measures to eliminate them have been developed.

Keywords:
physical wear, major repairs, assessment of technical condition, quality of life environment, inspection
Text

Введение

Основным направлением государственной политики является улучшение качества жизни населения [11, 12]. Важным фактором в данном направлении является строительство объектов социального назначения, позволяющих решить поставленные задачи. По статистическим данным больше половины объектов социального значения были введены в эксплуатацию более 40 лет назад. Большая часть  объектов уже не соответствует требованиям современных градостроительных норм и уровню жизни населения, поэтому требуют капитального ремонта и реконструкции.

Таким образом, важно определить фактическое техническое состояния объекта, которое необходимо для поддержания нормативной функциональности зданий и сооружений [8].

Объекты и методы исследования

На основании Указа Президента РФ необходимо улучшать качество среды жизни в дошкольных образованиях и технологию их оборудования [7].

В ЮРГПУ (НПИ) им. М.И. Платова большой опыт обследования образовательных учреждений [1-4]. На основе этого опыта разработана методика [5, 6], которая используется нами при обследовании здания «Дошкольной образовательной организации на 220 мест» расположено по адресу: Ростовская область, Чертковский район, Чертковское сельское поселение.

Рис. 1. Фасад в осях С-Б

Ухудшение технического состояния конструктивных элементов здания происходят под действиями различных факторов. Факторы можно разделить на 2 группы: внешние и внутренние. К внешним факторам можно отнести условия эксплуатации и воздействие окружающей среды, к внутренним: изменение свойств материалов конструкций, нагрузки. Данными факторами обуславливается неравномерность сроков службы конструкций. Таким образом под сроком службы предусматривается установленная нормативная продолжительность функционирования (эксплуатация) здания, при соблюдении правил и сроков технического обслуживания и ремонта. Под нормативным сроком службы здания принимают средний безотказный срок службы основных несущих элементов (фундаменты, стены), для других элементов этот срок может быть больше, следовательно в процессе эксплуатации здания их часто приходится заменять [8, 9].

Выделяют ряд основных параметров, характеризующих эксплуатационные качества зданий и сооружений, а также их параметров: конструктивная надежность (ремонтопригодность, прочность и устойчивость, сохраняемость, долговечность, морозостойкость и др.), функциональное соответствие, архитектурно-планировочное соответствие, экономичность.

Обследование технического состояния здания включает в себя:  измерение необходимых геометрических параметров зданий, конструкций, их элементов; инженерно-геологические изыскания; инструментальное определение параметров дефектов и повреждений; определение фактических характеристик материалов основных несущих конструкций и их элементов; определение эксплуатационных нагрузок и воздействий, воспринимаемых обследуемыми конструкциями; измерение параметров эксплуатационной среды; определение фактической расчетной схемы здания и его отдельных конструкций; определение расчетных усилий в несущих конструкциях, воспринимающих эксплуатационные нагрузки; поверочный расчет несущей способности конструкций по результатам обследования; анализ причин появления дефектов и повреждений; составление итогового документа (заключения) с выводами по результатам обследования [10].

Результаты исследований

Для обеспечения дальнейшего надежного эксплуатирования образовательного учреждения необходимо проанализировать следующие данные:

1. Природно-климатические условия.

Природно-климатические условия объекта включают: ррельеф участка сравнительно ровно-наклонный, по расчетному значению веса снегового покрова район II, по расчетному давлению ветра - III район, нормативное значение ветрового давления w0, кПа – 0,38 кПа, нормативная глубина промерзания грунтов – 0,9 м.

2. Конструктивная схема здания и его составляющие.

 Конструктивная схема здания имеет смешанный каркас с несущими наружными и внутренними продольными и поперечными стенами из керамического кирпича на цементно-песчаном растворе, кирпичными колоннами, сборными железобетонными и монолитными перекрытиями.

Фундамент выполняется из монолитных железобетонных плит толщиной t=500 мм из бетона класса В20, продольная и поперечная арматура класса А-III (A400) по ГОСТ 5781-82*.

Кровля здания сложная, многоскатная из металлочерепицы "Монтерей" ТУ 5285-001-78334080-2006 с организованным наружным водостоком. Состав кровли: покрытие – металлочерепица МП "Монтерей" - 25мм; обрешетка – доска 32х100, шаг 350мм - 32мм; пароизоляция - пленка типа «Тайвек».

В результате проведенного обследования установлены следующие отклонения от действующих норм проектирования, а также отмечены дефекты, которые снижают эксплуатационную надежность и функциональные особенности (табл. 1).

Таблица 1

Основные дефекты и мероприятия по их устранению

    

№ п/п

Наименование дефекта

Расположение дефекта

Мероприятия по устранению дефектов

1

2

3

4

1.

Отсутствует деформационный швов в перегородках 1-го и 2-го этажей в осях Кх6, Кх8, Ух16, Сх16 в узлах сопряжения с несущей стеной       

 

1. Выполнить деформационный шов согласно проекта.

2. Деформационный шов закрыть декоративным нащельником (накладкой)

2.

В осях Кх5 отсутствует деформационный шов во внутренней версте кладки несущих стен и в стенах чердачного помещения в осях Рх16, Фх16, Кх5, Кх11

1. Выполнить деформационный шов согласно проекта.

2. Деформационный шов закрыть декоративным нащельником (накладкой)

3.

В узлах сопряжения (узел А) стропильных ног в коньке отсутствует накладка со второй стороны

1. Установить вторые накладки, соединяющие стропильные ноги, в коньке

4.

В узлах сопряжения (узел В) промежуточного прогона со стойкой и стропильной ногой: отсутствует вторая накладка на стойке и отсутствует врубка на стропильной ноге

1. Установить вторые накладки на промежуточные

стойки.

2. Установить опорный брусок сечением 50х50 мм по типу узла 11 серии 2.160-9.1-25

5.

На локальных участках парапетов и шахт вентиляционных каналов отсутствуют защитные фартуки

1. Установить защитные фартуки на парапеты и шахты вентиляционных каналов

6.

Деформационный шов в полах в осях Кх5-10, Р-Ух16 не выполнен

1. Выполнить деформационный шов в полах с установкой нащельников

В результате анализа техническое состояние здания в целом оценивается как ограниченно-работоспособное (табл. 1).

Выводы

Для приведения строительных конструкций здания дошкольного образовательного учреждения в работоспособное техническое состояние необходимо выполнить следующие мероприятия:

  1. Выполнить и закрыть деформационный шов нашельником (накладкой) в перегородках 1-го и 2-го этажей в осях Кх6, Кх8, Ух16, Сх16 в узлах сопряжения с несущей стеной и в полах на отм. +0,000 и +3,300 с установкой нащельников в осях Кх5-10, Р-Ух16.
  2. На локальных участках парапетов и шахт вентиляционных каналов установить защитные фартуки.
  3. В узлах сопряжения (узел А) стропильных ног в коньке установить вторые накладки, соединяющие стропильные ноги, в коньке.
  4. В узлах сопряжения (узел В) промежуточного прогона со стойкой и стропильной ногой установить вторые накладки на промежуточные стойки, а также установить опорный брусок сечением 50х50 мм по типу узла 11 серии 2.160-9.1-25.
  5. Обработать деревянные элементы огнезащитным покрытием.

В проекте капитального ремонта дошкольного образования предусмотрены мероприятия по территориальному развитию, включая игровые и оздоровительные площадки, озеленение, зоны отдыха [11, 12].

References

1. Survey of the school building No. 11 in Novocherkassk / Yevtushenko S.I., Skibin G.M., Morgunov V.N., Anishchenko E.Yu. // In the collection: Information technologies in the survey of operated buildings and structures. materials of the III International Scientific and Practical Conference. South Russian State Technical University (NPI). 2003. pp. 58-61.

2. Survey of the school building No. 7 in Novocherkassk / Yevtushenko S.I., Skibin G.M., Morgunov V.N., Anishchenko E.Yu. // In the collection: Information technologies in the survey of operated buildings and structures. materials of the III International Scientific and Practical Conference. South Russian State Technical University (NPI). 2003. pp. 65-67.

3. Survey of the school building No. 17 in Novocherkassk / Yevtushenko S.I., Skibin G.M., Morgunov V.N., Anishchenko E.Yu. // In the collection: Information technologies in the survey of operated buildings and structures. materials of the III International Scientific and Practical Conference. South Russian State Technical University (NPI). 2003. pp. 61-64.

4. Analysis of surveys of building structures of school buildings in Novocherkassk / Morgunov V.N., Skibin G.M., Yevtushenko S.I. // In the collection: Information technologies in the survey of operated buildings and structures. materials III

5. International Scientific and Practical Conference. South Russian State Technical University (NPI). 2003. pp. 34-37

6. New systems for monitoring and control of defects and damages of building structures / Evtushenko S.I., Krakhmalny T.A., Firsov V.V., Lepikhova V.A., Kuchumov M.A. // Construction and architecture. 2020. Vol. 8. No. 1. pp. 11-18.

7. Federal Law No. 384-FZ of 30.12.2009. Technical regulations on the safety of buildings and structures.

8. Ariskin M.V. Service life of buildings: methodological guidelines for independent work; under the general editorship of Dr. of Technical Sciences, prof. Yu.P. Skachkov. Penza: Publishing house of PGUAS, 2014. 14 p.

9. Bashkov V.S. Evaluation of functional (moral) obsolescence of buildings and structures // Pricing and estimated rationing in construction. 2006. №1

10. Afanasyev A.A., Matveev E.P. Reconstruction of residential buildings. Part I. Technologies for restoring operational reliability of residential buildings. St. Petersburg: Sphere, 2008.

11. Tetior A.N. Ecological infrastructure / A.N. Tetior - M.: KolosS, 2005. - 272p.

12. Balandin R.K. Nature and civilization / R.K. Balandin, L.G.. Bondarev - M.:Mysl, 1998. - 391p.


Login or Create
* Forgot password?