сотрудник
г. Москва и Московская область, Россия
В настоящей работе рассматриваются чрезвычайные ситуации, источниками которых выступают техногенные аварии непосредственно на объектах транспортной инфраструктуры. Спрогнозированы ситуации возникновения чрезвычайных ситуаций с расчетом возможных повреждений и потерь. Разработаны рекомендации по минимизации проектных (расчетных) угроз и их влияния на жизнь и здоровье людей, имущества и самого транспортного сооружения.
комплексная безопасность, пожарная безопасность, промышленная безопасность, проектные риски, расчетные угрозы
Под техногенной аварией понимается опасное событие искусственного характера, в результате которого на объекте или на определенной территории возникла чрезвычайная ситуация.
В зависимости от расположения источника аварийных ситуаций по отношению к проектируемому объекту угрозы условно можно разделить на внутренние (возникающие непосредственно на объекте проектирования) и внешние (возникающие вне проектируемого объекта, но создающие аварийные ситуации на нем).
Под безопасностью объекта понимается, прежде всего, свойство ограничивать опасное техногенное воздействие на людей и окружающие объекты, в случае аварии и во время нормальной эксплуатации объекта [1-4].
Целью данной работы является определение основных угроз безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и прогнозирование чрезвычайных ситуаций, и их влияние на объект строительства.
Чрезвычайные ситуации на объектах транспортной инфраструктуры могут возникать в результате дорожно-транспортных происшествий и террористических актов.
Анализ ситуации и динамики дорожно-транспортных происшествий показывает, что уровень дорожно-транспортных происшествий в России остается неприемлемо высоким. Основными причинами увеличения аварийности являются:
- наличие на рынке транспортных услуг большого количества малых предприятий, не имеющих соответствующей производственной базы и ремонтно-диагностического оборудования;
- «взрывной» рост количества автомобилей и, как следствие, плохая практическая подготовка, низкая дисциплина вождения и недостаточное знание водителями правил дорожного движения (более 50% всех ДТП совершается индивидуальными водителями);
- критический износ автомобилей, низкий уровень российского автомобилестроения по техническому уровню и безопасности выпускаемых автомобилей;
Результаты статистики показывают, что основной причиной аварии становится недисциплинированность водителей, что выражается в нарушении правил дорожного движения [5,6].
Проведем оценку возможных последствий пожаровзрывоопасной аварии, связанной со столкновением легкого автомобиля и бензовоза с разгерметизацией цистерны непосредственно на проезжую часть мостового сооружения.
Согласно «Руководству по оценке пожарного риска для промышленных предприятий» условная вероятность различных сценариев развития аварий с выбросом нефтепродуктов при полном разрушении оборудования может быть следующей [7] (таблица 1):
Учитывая, что вероятность горения пролива, а также взрыва облака топливовоздушной смеси (ТВС) достаточно высока, по возможным их последствиям проведена оценка для двух сценариев (см. рисунок 1).
Рисунок 1. Сценарии развития пожаровзрывоопасной аварии.
Рисунок 4. Структурная схема противопожарных технических решений по транспортным схемам и пешеходным потокам.
Конструктивные особенности мер пожарной безопасности в каждом объекте должны соответствовать требованиям действующего законодательства в области пожарной безопасности.
Организационно-технические противопожарные мероприятия включают в себя целый ряд инструкций, программ и регламентов, использование которых существенно снижает вероятность возникновения ЧС (или пожара), а при ее возникновении способствуют успешной ликвидации [15-17,19-25].
Выводы. Технические решения по обеспечению безопасности объектов транспортной инфраструктуры должны быть разработаны на основании законодательной и нормативной документации. Приведенные требования и технические решения являются минимально необходимыми для обеспечения взрывопожарной безопасности в случае чрезвычайной ситуации на объектах транспортной инфраструктуры. В зависимости от объекта строительства технические решения могут быть значительно расширены.
1. Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности».
2. Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
3. Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 июня 2020 г. № 814 «Об определении объектов транспортной инфраструктуры, вокруг которых устанавливаются зоны безопасности».
5. Транспорт России. Информационно-статистический бюллетень. Январь - декабрь 2019 года. Москва 2020 г. С. 68.
6. Дегаев Е.Н. Автомобильный транспорт - зона повышенной пожарной опасности. В сборнике: Современные автомобильные материалы и технологии (САМИТ-2015). Cборник статей VII Международной научно-технической конференции. Е.В. Агеев (отв. редактор). 2015. С. 35-37.
7. «Руководство по оценке пожарного риска для промышленных предприятий». Федеральное государственное учреждение «Всероссийский ордена "Знак почета" Научно-исследовательский институт противопожарной обороны», Москва, 2006 год.
8. ГОСТ Р 12.3.047-98 ССБТ. «Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля».
9. Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 536 от 15 декабря 2020 года «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением».
10. Теличенко В.И., Король Е.А., Хлыстунов М.С., Завалишин С.И. Глобальные риски и новые угрозы безопасности ответственных строительных объектов мегаполиса. В книге: Городской строительный комплекс и проблемы жизнеобеспечения граждан. Сборник докладов научно-технической конференции. 2005. С. 211-218.
11. «Методика прогнозирования взрывов конденсированных ВВ» (ВИУ, 1999 г.).
12. СП 264.1325800.2016 «Световая маскировка населенных пунктов и объектов народного хозяйства».
13. Приказ Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации № 578/365 от 31 июля 2020 года «Об утверждении Положения о системах оповещения населения».
14. Король Е.А., Харькин Ю.А. К вопросу о выборе программного комплекса для моделирования напряженно-деформированного состояния трехслойных железобетонных элементов и конструкций с монолитной связью слоев. Вестник МГСУ. 2010. № 3. С. 156-163.
15. Дегаев Е.Н., Родин А.И. Автоматизированное проектирование систем пожарной безопасности в AUTOCAD. В сборнике: Реальность - сумма информационных технологий. Сборник научных статей международной молодежной научно-практической конференции. 2016. С. 89-93.
16. Родин А.И. Обеспечение пожарной безопасности DATA-центров. В сборнике: Юность и Знания - Гарантия Успеха - 2016. Сборник научных трудов 3-й Международной молодежной научной конференции. Ответственный редактор Горохов А.А., 2016. С. 317-320.
17. Римшин В.И., Шубин Л.И., Савко А.В. Ресурс силового сопротивления железобетонных конструкций инженерных сооружений. Academia. Архитектура и строительство. 2009. № 5. С. 483-491.
18. Чижиков Владимир Петрович. Обеспечение безопасной эвакуации людей при пожарах в транспортных тоннелях: диссертация кандидата технических наук: 05.26.03. - Санкт-Петербург, 2002. - 139 с.
19. Anisimov M.A., Degaev E.N. Warehouse premises and tank farms fire safety problem. Vestnik MGSU. 2018. Т. 13. № 10 (121). С. 1243-1250.
20. Родин А.И., Дегаев Е.Н. Административная и уголовная ответственность в сфере пожарной безопасности. В сборнике: Актуальные вопросы развития современного обществ. Сборник научных статей VI Международной научно-практической конференции. 2016. С. 244-248.
21. Меркулов С.И., Римшин В.И., Акимов Э.К. Огнестойкость бетонных конструкций с композитной стержневой арматурой. Промышленное и гражданское строительство. 2019. № 4. С. 50-55.
22. Римшин В.И., Трунтов П.С. Комплексное обследование технического состояния строительных конструкций, подвергшихся воздействию пожара. Университетская наука. 2019. № 2 (8). С. 12-16.
23. Теличенко В.И., Король Е.А., Хлыстунов М.С., Прокопьев В.И. Мониторинг геофизической устойчивости зданий и сооружений с использованием грависейсмометрической станции СГМ-3В. Предотвращение аварий зданий и сооружений. 2009. № 8. С. 27.
24. Король Е.А., Завалишин С.И., Хлыстунов М.С. Состояние нормативного обеспечения безопасности ответственных строительных объектов в условиях экстремальных динамических нагрузок. Вестник МГСУ. 2009. № S2. С. 23-27.