Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье приводится информация о футуристической архитектуре современных многоэтажных паркингов, которая гармонично вписывается в окружающее пространство. Приведена историческая справка об истории развития футуристической архитектуры и ее трансформации. Доказывается, что применение самых простых и доступных в строительстве материалов, а также смелые и нестандартные действия в проектировании, в том числе и прокладка всех инженерных систем здания открыто с выводом на фасад, позволяют создавать интересные решения, которые выглядят привлекательно, гармонируя с окружающей жилой средой.

Ключевые слова:
паркинг, футуристическая архитектура, фасад, инженерные системы, колонна, бетон, пространство, автомобиль
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Многоэтажные паркинги предназначены для организации паркования автомобилей и другой техники (прицепы, мотоциклы и др.). В некоторых случаях такие сооружения могут иметь на первых этажах специальные помещения, в которых возможно организовывать различную коммерческую деятельность, связанную, прежде всего, с автомобильным транспортом, например, возведение автосервиса или автомойки [1-2]. Такие многоэтажные паркинги могут строиться как отдельно стоящие сооружения или являться пристройкой к какому-нибудь жилому зданию [3-4].

Многоэтажные паркинги, в отличие от подземных стоянок для автомобилей, при наличии достаточных объемов, выделенных для строительства, позволяют вместить большое количество автомобильного транспорта. Причем, затраты на их строительство и эксплуатацию всегда будут в разы меньше.

Сегодня архитектура многих построенных наземных многоэтажных паркингов не отличается какой-либо художественной выразительностью. Они в большинстве случаев часто похожи друг на друга и в основном копируют одни и те же идеи от одного паркинга к другому (рис. 1). Это связано с нежеланием заказчика выделять значительные средства на работу профессионального архитектора. Также прослеживается желание сэкономить, используя уже готовые решения, что, естественно, не очень хорошо вписывается в пространство современного микрорайона, где такой объект планируется построить.

 

 

а)

 

б)

 

в)

 

Рис. 1. Построенные многоэтажные паркинги (фото авторов):

а – на Юрловском проезде (г. Москва); б – на улице Римского-Корсакова (г. Москва);

в – на Инженерной улице (г. Москва)

 

Футуризм – течение в искусстве, в том числе и в архитектуре. Оно начало зарождаться в начале XX века под влиянием таких понятий, как презрение к прошлому, поиск истины в будущем, предложение новых идей, через призму которых будет формироваться новая архитектурная форма здания или сооружения [5-7]. Как новая ветка в искусстве, футуризм не сразу был понят людьми и в некоторых случаях сильно критиковался за свои неосторожные реализованные идеи, которые можно назвать не только смелыми, но и часто достаточно спорными.

Одним из родоначальников футуристической архитектуры стал итальянский архитектор Антонио Сант-Элиа (1888-1916 гг.). Под влиянием футуризма он создает рисунки, в которых продвигает идею нового и непознанного, чего он хотел видеть в новом проектируемом городе. Антонио Сант-Элиа созерцал в городе будущего сложную структуру взаимодействия общественных пространств и всех видов зданий. Город превращался в единый организм, который разрастался не только горизонтально, но и вертикально. Все пространство города занимали разноуровневые здания, которые соединялись друг с другом переходами, мостами и тоннелями. Антонио Сант-Элиа показывал фантастические транспортные артерии города, различные заводы и фабрики, выполненные в стиле футуристической архитектуры.

Многие его предложения, выполненные на рисунках, были утопичны и в то время не всегда осуществимы из-за своей технической сложности. Однако, его идеи стали вектором развития нового художественного стиля, который вначале подхватили, а затем стали развивать и другие представители этого течения.

Джино Поллини (1903-1991 гг.) - другой итальянский архитектор, работавший также в стиле футуристической архитектуры, в своих проектах предлагал использовать в строительстве и дизайне самые простые материалы. Это позволяло значительно снижать стоимость возводимого объекта. Применение в интерьерах проектируемых зданий различных необычных и иногда причудливых форм, выполненных в виде различных геометрических фигур, позволяло показать художественную выразительность проекта, а также формировало представление о том, как именно должно выглядеть здание в ближайшем будущем.

Сегодня в Москве стали проектироваться многоэтажные паркинги [8-9], которые выглядят интересно и необычно, но хорошо вписываются в окружающее пространство проектируемого микрорайона, а также заимствуют и продолжают развивать идею футуристической архитектуры.

Один из таких многоэтажных паркингов был построен в районе Южное Медведково (г. Москва) и представляет собой пятиэтажное здание, внутри которого организовано паркование 300 автомобилей (рис. 2). Он имеет в плане прямоугольную форму, его торцы немного скруглены для организации кругового вертикального спуска и подъема автомобильного транспорта.

 

 

 

Рис. 2. Многоэтажный паркинг в Южном Медведково (г. Москва)

(вид с востока) (фото авторов)

 

Конструктивная схема состоит из стального рамного каркаса. Балки перекрытий – сталежелезобетонные, по верху балок перекрытий устроены железобетонные плиты из бетона по несъемной опалубке из профилированного листа с затиркой. Армирование железобетонных конструкций выполнено арматурой. Материал кровли - стальной профилированный лист по прогонам. Кровля скатная с уклоном 10% с наружной водосточной системой. Имеется ограждение со снегозадержанием. Фундамент здания – свайный из сборных железобетонных свай, жестко заделанных в монолитные железобетонные ростверки.

Перемещение людей по этажам паркинга осуществляется либо с помощью одного лифта, либо с помощью двух лестниц, находящихся в правой и левой части здания, ограждающие конструкции лестничной клетки и лифтового холла выполнены из стальных колонн и монолитного бетона, а снаружи стены обшиты профнастилом, инсоляция осуществляется через стеклопакеты ПВХ. Функцию наружных ограждающих конструкций выполняют перфорированные металлические пластины, окрашенные в черный и оранжевый цвета, полностью не перекрывающие пространство этажа (рис. 3). Нижняя часть паркинга с торцов закрыта стальной сварной сеткой.

 

 

 

Рис. 3. Паркинг в Южном Медведково (вид с запада). Перфорированные металлические листы в виде ограждающих конструкций, трубопроводы ливневой канализации на фасаде, открыто проложенные электрические кабели (фото авторов)

 

Паркинг оборудован всеми необходимыми инженерными системами (система электроснабжения, пожаротушения, видеонаблюдения, контроля доступа и т.д.) [10].

В отличие от ранее построенных паркингов здесь прослеживается экономия на материалах, что приводит к снижению стоимости возведения объекта: отказ от использования в ограждающих и несущих стенах бетона (за исключением лифтового и лестничного холлов); применение стальных конструкций в покрытиях, колоннах и других элементах; использование профнастила, сварных сеток, стальных пластин.

Вместе с тем, для освобождения пространства инженерные системы выведены открыто на фасад здания (рис. 3): стояки атмосферной канализации, электрические кабели. Электрика также проложена под потолками этажей открыто. Магистрали противопожарного водопровода проложены ближе к стенам здания. Лестничные холлы более чем на половину своей длины выведены за пределы самого рамного каркаса паркинга для освобождения свободного места, колонны составляют единую композицию с фасадом здания, чуть выступая в стороны. Открытая прокладка всех инженерных систем, а также вывод некоторых из них за пределы фасада делают такое здание не похожим на другие, привнося особую неповторимость объекту. Фасад и стены как бы опутываются трубопроводами и проводами, оставаясь во власти чего-то невидимого и неизвестного. Особенно красиво смотрится такой паркинг ночью при включенной подсветке, становясь похожим на фантастический космодром для парковки инопланетных кораблей, плавно залетающих между пролетами для своей посадки (рис. 4).

Простота фасадов, заключающаяся в использовании перфорации в металлических пластинах, выполняющих функцию ограждающих конструкций, не доходящих до перекрытий следующих этажей, а также чередование черного и оранжевого цветов создают хорошую художественную выразительность объекту. Такая “нагота” фасада подчеркивает, что зданию нечего скрывать от людей. Даже козырек над входной дверью в паркинг выполнен из стекла, а в самой двери установлен большой стеклопакет ПВХ (рис. 5).

Многие из вышеперечисленных решений позволяют судить о том, что идеи для проекта были заимствованы у архитекторов, которые проектировали Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду (Франция, г. Париж), однако архитектура данного многоэтажного паркинга более сдержанная.

 

 

 

Рис. 4. Паркинг в ночное время (фото авторов)

 

 

 

Рис. 5. Вход в паркинг с прозрачным козырьком (фото авторов)

 

Применение простых и проверенных материалов совместно с нестандартными решениями, в которых инженерные системы, составляя единое целое с оболочкой, плавно формируют футуристическую архитектуру в тех фантастических представлениях, в которых ее хотят видеть люди и сегодня, и завтра, и послезавтра.

Также вышеперечисленные решения сильно оживляют общественные пространства в том месте, где проектируется такой паркинг, позволяя ему внедряться в жилую застройку и создавать единую среду обитания, прекрасно гармонируя с окружающей обстановкой. Из этого можно сделать вывод, что футуристическая архитектура никогда не стареет и не выходит из моды, т.к. сделана для будущего, нестандартна и притягательна, заставляя человека восхищаться простотой и красотой получившихся форм.

Возможно и дальнейшее развитие архитектуры многоэтажного паркинга, которое, по мнению авторов, может идти в сторону еще большей идеализации геометрических форм объекта, что хорошо прослеживается в неофутуризме. Усложняя форму, рождая более фантастичные фасады совместно с внутренним наполнением здания, можно создавать новые и потрясающие объекты с применением уже новых строительных материалов, которые будут обладать еще большей красотой и выразительностью.

Список литературы

1. Сибиковский А.В. Актуальность проблемы строительства многоэтажных гаражей-стоянок // Современное промышленное и гражданское строительство. 2014. Т. 10. № 3. С. 183-188.

2. Веременко Т.В. Классификация и типы современных гаражей-стоянок автомобилей // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2011. Т. 11. № 9. С. 97-101.

3. Рыжков Д.С., Рогачева С.В., Золотухина Я.А., Прокшиц Е.Е. Область применения и анализ объемно-планировочных решений многоэтажных автостоянок // Научный журнал. Инженерные системы и сооружения. 2021. № 3-4 (45-46). С. 22-26.

4. Галаева Н.Л. Организация парковочного пространства на придомовой территории многоэтажных жилых домов // Перспективы науки. 2019. № 10 (121). С. 145-149.

5. Жукова Е.А. Футуризм - современное направление в архитектуре // Молодая наука - 2014. Сборник материалов пятой региональной научной конференции студентов и аспирантов. Под редакцией М.В. Шаховой. 2014. С. 183-185.

6. Логинов С.С., Задвернюк Л.В. Современные виды футуризма в архитектуре // Новые идеи нового века: материалы международной научной конференции ФАД ТОГУ. 2017. Т. 1. С. 245-251.

7. Аронов В.Р. Футуродизайн городской среды начала XX века. К столетию памяти Антонио Сант-Элиа // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2016. № 3. С. 28-47.

8. Кошманова Т.Б., Вишняков П.И., Соколянский В.В., Рысина Т.В. Возведение автомобильных стоянок и проблемы паркинга в крупных городах // Вопросы экономических наук. 2015. № 6 (76). С. 46-52.

9. Аракелья А.Р. Оптимизация работы многоярусного автомобильного паркинга // Молодежь-науке - XII. Актуальные проблемы туризма, гостеприимства, общественного питания и технического сервиса. Материалы Всероссийской молодежной научно-практической конференции. Отв. редактор Л.Н. Приходько. Сочи, 2021. С. 845-850.

10. Погребицкий Г.Д., Глинистый Р.Р. Обзор систем противопожарной защиты в автомобильных гаражных паркингах // Научно-практические исследования. 2021. № 3-5 (38). С. 26-30.


Войти или Создать
* Забыли пароль?